Вспоминая артиста Милованова и его роли

Убегающий Август

Он был язвительным и неугомонным, сердечным и сдержанным, сентиментальным и земным. Виртуозно пел матерные частушки и читал высокую поэзию. Дружил с театральной элитой, но с удовольствием играл бомжей, выпивох и творческих личностей в популярных российских сериалах, в том числе в ставшей культовой «Каменской». 16 июня народному артисту Беларуси Августу Милованову могло бы исполниться 85 лет.

ctv.by

«Негероическая» внешность

Август Лазаревич входил в ближний круг народного артиста Беларуси Валерия Раевского, но никогда не зло­употреблял благосклонностью именитого режиссера: не выбивал ролей и званий ни для себя, ни для супруги — актрисы Галины Толкачевой. Театральная «мышиная возня» претила самому его существу. С Толкачевой они были яркой парой Купаловского театра, прекрасно дополняли друг друга, вместе выходили на сцену, являлись верными компаньонами и единомышленниками. Так, спектакль Бориса Эрина «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина с их участием навсегда вписан в историю белорусского театра.

Фото из архива киностудии «Беларусьфильм»
Мне посчастливилось видеть спектакли с участием Милованова. Запомнилось, что он всегда был приверженцем экономии выразительных средств. Не распылялся, многие его герои были флегматиками. Вулкан страстей бурлил внутри. Сейчас бы это назвали актерским минимализмом. Он не суетился и не «хлопотал лицом». Умел держать паузу, слышал партнера. Но зато каждый поворот головы, каждый жест или вскинутая бровь всегда означали внутреннюю перемену в персонаже.

А каким роскошным императором Август Лазаревич был в спектакле «Ромул Великий» по пьесе Фридриха Дюрренматта! Он играл усталость от власти, разочарование в людях, скептицизм. По сцене ходили куры, и казалось, что они подчиняются его голосу и воле. Редко кто выходил с «Поминальной молитвы» с участием Толкачевой и Милованова без слез. Тевье-молочника в этом спектакле-долгожителе актер играл почти четверть века. За роль изобретателя Вершило в сатирическом спектакле «Мудромер» по пьесе Николая Матуковского в 1988 году он был удостоен Государственной премии БССР.

Пробовал себя и в режиссуре: его роскошный «Лес» по пьесе Александра Островского получил в свое время первую премию на театральном фестивале в Тольятти. Милованов был сложным, не бытовым артистом. У него была непростая, как сегодня пишут, «негероическая» внешность. Он хорошо чувствовал жанр притчи и трагифарса, но «зверь» этот в наших широтах редкий.

Чистое сливочное масло

FILM.RU
Мы встречались с ним несколько раз. Однажды в канун его 80-летия. Он вдруг согласился на длинный и неспешный разговор о театре, судьбе и призвании, хотя здоровье уже подводило. Августу Лазаревичу вдруг захотелось высказаться. До этого были краткие и неформальные встречи в театральных компаниях. Он вышел в тапочках во дворик своего дома на улице Восточной. С удовольствием рассказал о том, как сложно осваивал язык Бертольда Брехта, о своих творческих поездках в Ленинград на спектакли Георгия Товстоногова.

Милованов дружил с артистом Евгением Лебедевым, который был женат на сестре Товстоногова Нателе Александровне. Вместе с Лебедевым они снимались в фильме-сказке режиссера Юрия Цветкова «Маринка, Янка и тайны королевского замка» киностудии «Беларусьфильм».

Знак вместо любви

Фото  БЕЛТА
Август Лазаревич переживал за то, что психологический театр сдает свои позиции: «Режиссура стала знаковой — спектакль не переживают, а обозначают: на первом месте режиссер, а не актеры. Эта тенденция пошла от Мейерхольда и Любимова. Театральная трясина напрочь губит новые лица и таланты. К сожалению, утеряна школа Станиславского, который говорил: режиссер должен умереть в актере».

Кроме работы в театре, Август Милованов много снимался в кино, на телевидении, занимался режиссерской практикой в любительских театрах. Зрители запомнили актера по ролям художника Кондратия Степановича в детской приключенческой ленте «Бронзовая птица», известного революционного деятеля Вячеслава Рудольфовича Менжинского в телесериале «Государственная граница». Он украсил собой популярные сериалы «Закон», «Каменская», «Вокзал», «Все, что нам нужно», фильм «Третье небо». Одна из последних кинематографических работ актера — старик в телевизионной картине «Талаш», экранизации повести Якуба Коласа «Дрыгва».

Конечно, он мог сделать в кино больше. Жаль, что в какой-то момент белорусский кинематограф свернул с главной дороги, сам стал чувствовать себя почему-то местечковым. Наши актеры прекрасно вписывались в любые проекты. Так, в незатейливой картине 1986 года «Не забудьте выключить телевизор» по сценарию Аркадия Инина Милованов играл режиссера телевидения, который снимал детскую вечернюю сказку и стоял в очереди на квартиру. И не желал уступать очередь старейшему гримеру телевидения (ее играла Стефания Станюта), как ни уговаривает его ведущий детской телесказки и председатель профкома в исполнении Евгения Стеблова. Наивный и неброский сюжет, но даже в этой истории запечатлен дух времени конца 1980-х годов, а актерам удалось сыграть узнаваемых современников.

Дорогой Август Лазаревич, мы вас помним!

Дитя Сталинграда

Родился артист 16 июня 1937 года в Сталинграде. Детские годы выпали на период Великой Отечественной войны, семья оказалась в эпицентре событий Сталинградской битвы. В школе будущий актер интересовался литературой и историей. Окончив ее в 1956 году, стал работать помощником режиссера в Волгоградском драматическом театре имени М. Горького. В 1961-м окончил актерский факультет Белорусского театрально-художественного института, курс народного артиста БССР Д. А. Орлова. После окончания института работал в Национальном академическом драматическом театре имени Я. Коласа в Витебске. С 1962 года — в Купаловском театре. Его лучшие театральные работы были созданы в спектаклях «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Что тот солдат, что этот», «Забыть Герострата!», «Святая святых», «Закон вечности», «Месье Амилькар», «Ревизор», «Женщина с моря», «Затюканный апостол», «Еще раз про любовь», «Буря» и других.

Вспоминал, что не сразу нашел свое лицо на подмостках: «Когда Раевский решил ставить «Что тот солдат, что этот» Бертольда Брехта, я понятия не имел, как это играть. Как я мучился! Но на какой-то маленькой репетиции вдруг понял своего героя Гэли Гэя, и он стал у меня живым». Интересно, что с такой же проблемой столкнулся и Евгений Лебедев во время работы над спектаклем «Карьера Артуро Уи». Он долго не мог подобрать верную интонацию, мучился, пока не подсказал режиссер.
Он считал, что уходить надо вовремя: «Когда на сцене пожилой актер, ты все время смотришь: дойдет ли он до стула, повернется ли в нужную сторону, скажет ли правильную реплику. Это уже не театр. Бывали случаи, когда говоришь партнеру текст, а он вдруг начинает отвечать тебе словами из другого акта. И ты не знаешь, что делать»
pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter