Убедительная позиция

Общественно-политическое ток-шоу “Позиция” на телеканале ОНТ — не просто дискуссионный клуб

Общественно-политическое ток-шоу “Позиция” на телеканале ОНТ — не просто дискуссионный клуб

Эта передача решает одну из наиболее злободневных на фоне общепризнанного кризиса морали задач: формирование правил и принципов открытой дискуссии, умения слушать и слышать собеседника, уважать другие точки зрения и аргументированно отстаивать собственную. О том, насколько сложно и интересно лишать тот или иной камень преткновения его острых углов, “НГ” поинтересовалась у ведущего “Позиции” — белорусского политолога, журналиста и историка Вадима ГИГИНА.

— Вадим Францевич, вы давно создали себе устойчивое реноме конструктивного, но в то же время отнюдь не безыдейного политолога, оперативного блогера-публициста, вы главный редактор солидного журнала. И вот новое амплуа — телеведущего. Это поиск самого себя или постоянное саморазвитие?

— Это именно поиск. Но не думаю, что все перечисленные вами ступени можно назвать цепью случайностей. Основу, стержень я никогда не терял: был и остаюсь историком. Именно это давнишнее увлечение со временем трансформировалось в призвание и, как следствие, в любимое направление работы. Хотя, признаюсь, времени на науку катастрофически не хватает.

— Как вам удается в принципе совмещать работу по стольким направлениям? По идее, подобная “многостаночность” должна в конечном итоге сказаться на качестве, причем далеко не лучшим образом. Но вопреки этому довелось слышать немало мнений, что вы довольно удачно вписались в формат новой передачи.

— Над ее форматом мы долго думали — и руководство ОНТ, и наша творческая группа, и я как ведущий. Даже вариантов названия было множество, не говоря уже о содержательной стороне. Секрет же зрительского успеха, думаю, прост: “Позиция” по сути представляет собой добротную журналистскую работу, в ее подготовке мы опираемся на те же принципы, на которых базируется профессиональная журналистика, то есть объективность, достоверность и наличие различных точек зрения на обсуждаемую тему. Мы не предлагаем зрителю готовый ответ на поставленный вопрос — мы даем ему возможность задуматься.

— Не секрет, что узнаваемость многих политических партий Беларуси, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Какую цель преследуете вы, выводя их на “большой экран”?

— Если политическая партия официально зарегистрирована в Министерстве юстиции (а мы имеем дело, естественно, лишь с легальными объединениями), значит какую-либо поддержку населения, пусть даже самую минимальную, эта партия имеет. И отражает интересы части наших граждан. Президентом страны не раз поднимался вопрос о незрелости белорусской партийной системы и необходимости ее естественного развития. Определенное содействие в этом процессе как раз и оказывает “Позиция”: зрители воочию могут видеть, что из себя представляет тот или иной партийный лидер. Причем не в печатном монологе, а в живой дискуссии. И к ней, как показала наша практика, готов далеко не каждый.

— Может быть, дело в пресловутом менталитете? Трудолюбивая немногословная нация, доверяющая скорее делам, нежели словам...

— Утверждения, что ток-шоу в принципе не могут иметь успеха у белорусской аудитории, я выслушивал не раз. Убежден, что это не так. Задача ведущего как раз и состоит в подборе компетентных собеседников, которые бы ярко, грамотно и интересно вели обсуждение той или иной проблемы, волнующей общество. Тем более что при этом решается важная социальная задача: на глазах зрителей формируются правила поведения, нормы открытой дискуссии. Ведь даже при всех различиях во мнениях у участников есть нечто общее, то, что объединяет каждого из них, равно как и зрителей, — все мы белорусы, все являемся гражданами одного государства. И, уверен, все хотим его успешного развития.

— Только пути для этого порой называют диаметрально противоположные... Кстати, Вадим Францевич, чем вы можете объяснить такой любопытный факт. Когда было объявлено о запуске нового ток-шоу и названо имя его ведущего, на некоторых интернет-ресурсах прослеживалась настороженность: “известный пропагандист Гигин идет в эфир” и т. д. С тех пор “Позиция” уже много раз появилась на экранах, зрительская популярность проекта растет, сайты-критиканы же как воды в рот набрали.

— Обвинение государственных СМИ в пропаганде само по себе является пропагандой, только “с другой стороны”. Мышление же любого пропагандиста, как правило, стереотипно. Оно воспринимает только крайности: черное — белое, плохое — хорошее, без полутонов. В результате все, что не укладывается в парадигму пропаганды, попросту игнорируется. Окажись “Позиция” провальным проектом, о ней писали бы все кому не лень. Но лично меня радует даже не это симптоматичное молчание, а шквал телефонных звонков, который неизменно обрушивается на студию во время наших передач. Это лучшее свидетельство того, что ток-шоу в Беларуси востребованы, поднятые нами темы актуальны, а белорусские граждане — отнюдь не аморфная масса. Не поверите, но подготовленная ко Дню Октябрьской революции программа по сей день вызывает отклик и обсуждения!

— Откройте секрет, чем думаете порадовать или удивить зрителей в ближайшее время. И какой совет хотите дать нашим читателям, многие из которых, уверен, по совместительству являются и вашими зрителями?

— Сейчас мы работаем над передачей, темой которой станут взаимоотношения Беларуси и Евросоюза. А совет я дал бы простой: всегда смотреть вперед. Никогда не бояться проб и творческих поисков, невзирая на возраст и личные стереотипы или предубеждения, пробовать постоянно нечто новое. И если при этом удастся воспитать в себе доверие к самому себе и своим коллегам, это новое обязательно приведет к успеху.

Фото Владимира ШЛАПАКА /НГ/

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter