У зубров появятся косолапые соседи

Беловежская пуща станет «полигоном» для совместных природоохранных проектов Беларуси и России

ЖИТЕЛИ деревни Каменюки, расположившейся на окраине заповедного леса, на вопрос о медведях в Национальном парке «Беловежская пуща» лишь пожимают плечами: «Не встречали».


В последние годы больше хлопот им доставляют косули и дикие кабаны. Ходят по огородам. Зубров в пуще тоже больше, чем может прокормить реликтовый лес. А вот медведи здесь живут только в вольерах. В лесу — ни одного. В ближайшие годы ситуация может измениться. Есть планы привезти в пущу медведей из России.


В пущанских краях последний медведь был застрелен еще в XIX веке. Годом исчезновения принято считать 1878–й. Правда, в 1889 году пущанские медведи «ожили» на картине «Утро в сосновом лесу», авторами которой являются русские художники Иван Шишкин и Константин Савицкий. С тех пор живьем увидеть здесь косолапых не удавалось никому. В 1910 году был замечен одиночный хищник, забредший из пинских лесов. Но он был застрелен. Причем без сожаления со стороны местных жителей.


Правда, попытки вернуть хищника в Беловежье предпринимались. До войны и в 1940–е годы минувшего века в пущу выпускали беременных самок. Животных привозили из зоопарка. Но ничего из этой затеи не получилось. И после 1950 года признаков присутствия косолапого не обнаруживалось вообще.


Заместитель генерального директора национального парка по науке Василий Арнольбик вспоминает, что в 2003 году видели следы медведя в Пружанском районе. Первым их обнаружил егерь Мокровского лесничества. На поле, где рос ячмень, заметил огромные вытоптанные пятна. Жители деревни Залесье и сейчас охотно рассказывают, что видели хищника. Осенью косолапый залег на зимовку непосредственно в пуще. Что с ним стало в дальнейшем — неизвестно.


С увеличением в полтора раза заповедной территории национального парка появилась возможность возвращения в пущанские угодья бурого медведя. Разработка проекта началась в минувшем году. Инициаторами выступили Научно–практический центр (НПЦ) по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси, Национальный парк «Беловежская пуща» и общественное объединение по охране птиц.


— Проект поддерживает один из старейших природоохранных фондов Европы


— Франкфуртское зоологическое общество. Оно предложило финансовую помощь, поскольку Беловежская пуща — значимый для Беларуси и Европы объект, — говорит Василий Арнольбик.


Сотрудники НПЦ уже опросили жителей околопущанских сел на предмет будущего соседства. Большинство ничего против не имеет. «За» высказались и многие работники национального парка, которые в первую очередь могут столкнуться с хозяином леса. Так что данные, которые были получены во время опроса местного населения, показывают, что возвращение бурого медведя возможно. Сегодня это позволяет и экосистема, и существующие законы. К февралю должен быть готов окончательный отчет ученых о возможности возвращения хищника. Сколько косолапых может и будет завезено, пока говорить рано. Но уже ясно, что это будут «переселенцы» из России.


Василий Арнольбик считает, что работа над проектом должна быть реализована в несколько этапов на протяжении 5–8 лет. Первый этап — опрос местных жителей. Он уже позади. Дальше идут научные исследования, определение мест, куда медведей предстоит заселять. И только потом — сколько и каких особей нужно завезти. Однако самым сложным в реализации может оказаться отлов медведей и перевозка. Белорусские ученые таких специалистов, которые могли бы выполнить эту непростую работу без ущерба для зверей и природы, в России пока не нашли. Возможно, поможет Франкфуртcкое зоологическое общество.


Медведи медведями, но и о нынешнем хозяине Беловежской пущи — зубре — не следует забывать. Сейчас реализуется национальный план мероприятий по сохранению и рациональному использованию этих реликтовых животных. Они обживают Налибокскую пущу, национальный парк «Припятский», Осиповичский, Борисовский, Гродненский лесхозы и другие. Есть уже случаи отправки зубров в Ярославль, Карелию, Орловскую область.


Сейчас разрабатывается проект Союзного государства, курировать который от Беларуси будет Научно–практический центр по биоресурсам НАН. Тот самый, который уже занимается медведями. От России — Институт проблем экологии и эволюции животных им. А.Н.Северцова Российской академии наук.


Василий Арнольбик на этот проект возлагает большие надежды:


— Мы намерены создать в национальном парке республиканский центр по сохранению и изучению зубра. Чтобы проводить исследования, отбирать лучших особей, рекомендовать их для пополнения других популяций, в том числе в России. Давно пришло время более глубоко изучать зубра как вид.


Кстати, сегодня в Беловежской пуще обитают 428 зубров — при оптимальной численности в 300 особей.


ДОСЬЕ «СОЮЗА»


Еще десять лет назад в Беларуси обитало около 300 медведей. В основном в северной части страны. Сейчас — менее 100 особей. В России бурый медведь заселяет почти всю лесную полосу европейской части, Сибирь и Дальний Восток, водится в хвойных, смешанных и лиственных лесах горных районов Кавказа.


nak3@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter