Источник: Знамя юности
Знамя юности

Национальному художественному музею – 85. История в архивных фотографиях

У всех на виду

Национальный художественный музей родился из амбиций. В 1939 году правительство БССР задалось целью создать государственную галерею искусства. Амбиции эти, конечно, осуществились. Сегодня, спустя 85 лет, Художественный – главный музей страны. По картинам из НХМ писали, пишут и будут писать школьные сочинения (вспомните, например, Василия Пукирева с авторским повторением его «Неравного брака» или «Мой город древний, молодой» Мая Данцига). А учебники литературы и истории Беларуси по-прежнему иллюстрируются репродукциями работ видных мастеров отечественного искусства. Нынешнее монументальное здание музея с несколькими пристройками – это место с большой историей, где живут вдохновение, любовь к творчеству и более 30 тысяч (!) произведений. К юбилею музея «Знаменка» отобрала архивные фото лучших моментов последних 85 лет.

1 Строительство здания музея (1955)


До того, как прописаться на улице Ленина, музей дважды переезжал. На два года (до начала Великой Отечественной) фонды живописи, графики и декоративно-прикладного искусства Государственной картинной галереи располагались на улице Карла Маркса. К 1941-му там хранилось 2711 работ, из них 400 находилось в постоянной экспозиции. Но уже в первые дни войны нацисты практически полностью разграбили богатое собрание. Судьба значительной части довоенного собрания Государственной картинной галереи БССР до сих пор неизвестна.

После окончания войны началась работа по возвращению национального наследия. Более того, в Минске, еще лежащем в руинах, тогдашний директор галереи Елена Аладова добилась разрешения на строительство отдельного здания. Проектирование поручили молодому архитектору Михаилу Бакланову – это был его первый крупный заказ. Что интересно, после выхода на пенсию (в 1980-х) Бакланов сам увлекся живописью, копировал произведения русских художников второй половины XIX века.

2 Портрет Елены Аладовой кисти Леонида Щемелева


Важнейший этап истории музея связан с именем Елены Аладовой, сотрудницы еще довоенной галереи. Елена Васильевна – человек уникальной судьбы и дара убеждения. Практически в одиночку ей удалось восстановить разграбленную в годы войны галерею и собрать столько шедевров, что еще при ее жизни о белорусской музейной коллекции живописи заговорили как о богатейшей в Европе. Аладова умела находить шикарные полотна в местах, весьма далеких от прекрасных. Возила коллекционерам свое знаменитое брусничное варенье и запеченные кумпяки. Тратила на картины всю зарплату, на глаз (и всегда безошибочно!) определяя их подлинность. Заводила дружбу с потомками бывших аристократов и помешанными на живописи знаменитостями. Все эти истории перешли уже в разряд легенд. Одно остается фактом: без Аладовой художественный ландшафт современной Беларуси был бы совсем иным и, несомненно, куда более скудным. 33 года она возглавляла Государственную картинную галерею, посвятив ей всю себя.

В 2007 году к столетию со дня рождения Елены Аладовой народный художник Беларуси Леонид Щемелев написал ее портрет, который находится в собрании НХМ.

3 Экспозиция музея (1990-е)


В 1977 году Елена Аладова вышла на пенсию, назначив своим преемником Юрия Карачуна. Когда он возглавил музей, коллекция произведений искусства, собранная в Минске, была четвертой по величине в Советском Союзе. На это же время (начало 1980-х) приходится и пик выставочной деятельности музея. Коллекция отечественной современной живописи и графики путешествовала по дружественным странам. Минчане, в свою очередь, знакомились с мировыми шедеврами, в том числе с сокровищами знаменитой Дрезденской галереи. При Карачуне начали в прямом смысле спасать и белорусскую иконопись. Научные экспедиции разъехались по всей стране. В заброшенных приходах и на чердаках деревенских домов специалисты находили шедевры, которые сегодня украшают стены музея и являются гордостью страны.

Еще одно важное событие тех лет – открытие полноценного реставрационного отдела. Ведь собрать коллекцию мало. Куда важнее ее сохранить. Кроме того, в начале 1990-х было затеяно строительство нового музейного корпуса, взят под опеку Мирский замок, а НХМ превратился в научно-просветительный центр с филиалами по всей Беларуси.

4 Графические листы Марка Шагала, пополнившие коллекцию музея (2012)


Национальный художественный музей не раз принимал в своих стенах крупные выставочные проекты, посвященные творчеству Марка Шагала. Однако до 2012 года произведений художника в его коллекции не было. Оригиналов в Беларуси и сегодня по-прежнему крайне мало: ими владеют частные коллекционеры и персональный музей на родине художника в Витебске. Два графических листа, приобретенных на аукционе в Лондоне, в 2012 году передали в дар НХМ меценаты. Акватинты «Крестный путь» и «Видение Апокалипсиса» стали подарком музею к 125-летию со дня рождения Марка. Оба произведения созданы в 1967 году на тему библейских сюжетов. И конечно, они имеют подлинные автографы своего автора – Marc Chagall.

5 Заведующий отделом Византийского и средневекового искусства музеев Ватикана Гвидо Корнини на выставке «Мир небесный на земле» (2016)


Когда-то сама идея попасть в Ватикан с выставкой белорусских икон казалась фантастической и невозможной. Тем не менее в 2016 году это случилось: весной того года музей Ватикана представил заинтересованной публике совершенно уникальную школу белорусской иконописи. В сентябре уже в минском Национальном художественном музее открылась выставка «Мир небесный на земле». Она стала расширенным и дополненным вариантом проекта, который экспонировался в Ватикане. На открытие этой невероятной по объему, масштабу и силе воздействия экспозиции в столицу Беларуси из Ватикана специально прилетел Гвидо Корнини – заведующий отделом византийского и средневекового искусства музеев Ватикана.

6 В новых реставрационных мастерских (2021)


В декабре 2021-го после нескольких лет строительно-реставрационных работ музей прирос двумя новыми зданиями: выставочным корпусом на ул. К. Маркса и реставрационным корпусом на ул. Кирова. На нехватку площадей и отсутствие современного оборудования реставраторы жаловались не раз. Оба этих вопроса пусть и не сразу, но все же удалось сделать фактом музейного внимания и контроля со стороны государства. Сегодня благодаря новым помещениям площадь для проведения реставрационных работ увеличилась с 810 кв. м до 1398 кв. м. Есть отдельные мастерские по восстановлению предметов из ткани, металла, дерева, фарфора и керамики, а также помещения для работы с лаком и реставрации большеформатной живописи. Кроме того, корпус имеет свою лабораторию фотофиксации и отдельное фондохранилище.

leonovich@sb.by

Фото из архива Национального художественного музея и архива «СБ»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter