У ветеранов хорошее настроение

Государство заботится не только о детях, но и стариках...

Государство заботится не только о детях, но и стариках. Это и называется настоящим гуманизмом, стержнем нашей социальной политики. «Мы здесь полнокровно и с хорошим настроем живем, а не доживаем!» Эта фраза во время посещения Президентом Республиканского интерната ветеранов войны и труда звучала из уст разных жильцов учреждения не раз и не два. И это при том, что многим из них уже за 90.


Интернат ветеранов реконструирован по поручению Президента. К такому уровню, требует он, должны стремиться все подобные учреждения страны. И если бы ветераны даже не говорили удовлетворенно о своей жизни, сторонний наблюдатель в справедливости их утверждений вряд ли усомнится. Пусть не так ловки и быстры эти уважаемые люди преклонных лет, но ни спортзал, ни бассейн не пустуют. Каждый находит себе дело по душе. Кто в рукоделье, кто в  поэтическом творчестве... Было бы желание. Складывается впечатление, что, освободившись от бытовой суеты, постояльцы интерната всецело отдали себя занятиям, на которые раньше просто не хватало времени. И добились в них немалых успехов.


Вот, например, Чеслав Игнатьевич Высоцкий. Его написанные маслом картины смотрят на посетителей со стен. Одну из работ художник подарил Александру Лукашенко. Чеслав Игнатьевич два десятка лет назад приехал в Беларусь из Литвы. Последние десять живет в интернате. Говорит, что за кисть пытался браться и раньше, да все не хватало времени. А тут смог сполна окунуться в искусство, к которому всегда тяготел душой. Еще подарок Президенту — от женщин. Тоже картина, но уже выполненные вышивкой рождественские мотивы. В общем, талантов тут немало.


Чисто, уютно, по–домашнему тепло. Подумалось... По–домашнему, но все же не дома. Хотя большой вопрос, где лучше коротать старость: в уютном санатории на лоне природы с качественным медобслуживанием и заботливым персоналом или в одиночку в четырех стенах. Увы, у большинства постояльцев интерната, людей, немало потрудившихся на страну, никого из близких не осталось. Это грустно. Но еще печальнее то, что есть те, кто здесь живет, так сказать, на коммерческой основе. Их пребывание оплачивают дети. Чисто символически. Около трех миллионов рублей в месяц. Узнав об этом, Президент нахмурился. Да, случаи бывают разные. У иных стариков уже и дети глубокие пенсионеры. Им бы со своим бытом управиться. Но случается, что в интернат отдают родителей вполне крепкие отпрыски. Вывод Александр Лукашенко делает принципиальный:


— Надо заставить детей смотреть за своими стариками, а если не хотят — пусть за это платят... Если не хватает законодательной базы, то в первом полугодии надо принять решение. Дети должны заботиться о своих родителях.


Речь идет о создании системы, подобной той, что понуждает нерадивых родителей компенсировать затраты на содержание их детей государством. И плата здесь должна быть не символической, а дающей рентабельность. Для развития системы стационарных социальных учреждений для стариков деньги лишними не будут.


Поручение взято министерством на заметку, а печальные мысли развеялись довольно быстро. Президента пригласили на чай. Здесь ветераны уже показали по полной, что такое молодость души. Читали стихи, пели песни под баян. Александр Лукашенко с удовольствием поддержал общий хор. Ведь мелодии звучали знакомые. Давно ставшие народными песни советских лет, военные. И, конечно, собственные сочинения. Президента похвалили за пение и пригласили в хор... Всем очень понравилось. Не чужда старикам и политика. И в этом смысле здесь, похоже, полное согласие. Политический спектр монолитен. Тон задает крепкая ячейка КПБ. Впрочем, можно ли ожидать иного? Ведь Коммунистическая партия для людей, живущих ныне в интернате, — и детство, и юность, и зрелость... Вся жизнь.


Речь зашла о войне. Кто–то пожаловался, что незаслуженно забывают партизан. Президент высказал свое суждение:


— Не могу согласиться, что в нашей стране не знают, кто такие партизаны и какую роль они сыграли. Есть люди, которые пытаются сегодня очернить партизанское движение. Но в нашей стране мы не позволили ваш подвиг исказить.


Партизанская тема найдет отражение и в экспозиции нового музея истории Великой Отечественной войны. Александр Лукашенко пообещал, что это будет один из лучших в мире музеев, рассказывающих и о Великой Отечественной, и о Второй мировой в целом:


— Это будет величественный музей, мы его сделаем самым современным, помпезным, если хотите, чтобы люди, приезжающие в Минск, заходя в этот музей, понимали, что сделал наш народ для того, чтобы они жили. Западная Европа должна помнить и ценить, что мы им жизнь принесли своей стойкостью, непоколебимостью. Вот нас, белорусов, периодически упрекают... Вы прекратите, говорю, потому что вы еще с нами не рассчитались за то, что мы сделали для вас в годы Великой Отечественной войны. Вы живете благодаря тому, что многие из наших людей погибли.


Ветераны согласно закивали. А Президент признался, что очень хотел бы их видеть на открытии нового музея:


— Я хочу, чтобы вы жили, чтобы, глядя на вас, и другие жили и ценили жизнь.


Это пожелание переплелось с жизнеутверждающими строчками прозвучавшего за чайным столом стихотворения: «Можно быть молодым в девяносто, можно в сорок ходить в стариках...»


Есть над чем глубоко задуматься. С высоты почтенного возраста жизнь видится совсем по–иному...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter