Чем грозит белорусам лихорадка российского рынка туруслуг?

У туризма сложные отношения с отдыхом

Российский туристический рынок продолжает лихорадить. С лета более 10 турфирм приостановили работу. Туристов вывозили с курортов за счет общественного фонда помощи.


И вот новые тревожные вести: крупный российский туроператор Tez Tour объявил о сокращении объема зимних программ в два раза. В чем дело? За этой корректировкой, которую объясняют падением спроса на путевки, маячат безрадостные перспективы - рост стоимости отдыха на самых популярных направлениях и отсутствие выгодных "горящих предложений". Туроператоры готовятся затянуть пояса и считать каждую копейку. Нашу в том числе.


Белорусский рынок туруслуг по многим позициям опирается на российских партнеров. Как аукнутся у нас российские проблемы? Не окажется ли зимний сезон отдыха в теплых странах под угрозой срыва?


Директор компании Tez Тour Александр Буртин рассказал, что сокращение ассортимента маршрутов коснется всех массовых направлений, в первую очередь Азии, в частности, Таиланда: "В меньшей степени это затронет Египет, возможно, мы оставим программы на прошлогоднем уровне". Чуть раньше с похожими заявлениями выступили два других крупных российских туроператора - TUI Russia и "Натали Турс". Они намерены сократить свои программы на 30% и 20 - 25%, сославшись на падение спроса. Тяжелая ситуация и с надеждой туристических компаний - системой долгосрочного (раннего) бронирования: путевки заранее в России покупают все реже. В Ростуризме считают, что скоро исчезнут и "горящие туры". Российская компания "Натали Турс", например, в конце сентября заявила об отказе от практики "горящих туров", также поступили и другие компании. Теперь за три недели до вылета на отдых цена замораживается, а если продажи оказались неудовлетворительными, корректироваться будут сроки перевозки, но не стоимость отдыха.


Печальная ситуация на российском рынке не случайность, а закономерность. Так считает Валентин Цехмейстер, директор белорусского Республиканского союза туристических организаций: "В России государство потеряло контроль над туристической деятельностью после отмены обязательного лицензирования турфирм. Компании предоставлены сами себе.


Они работали без анализа и прогноза - привычно наращивали объемы, при этом имея не очень большую рентабельность. Когда денег не хватало, брали кредиты, закрывали ими финансовые "дырки". А потом внезапно банки отказались их кредитовать, направив средства на решение более насущных проблем в экономике. А ведь турфирмам надо погашать обязательства, взятые перед отелями. Еще одним фактором кризиса могло стать то, что деньги при раннем бронировании собираются на определенные счета. После введения санкций в отношении России многие компании просто потеряли к ним доступ. К примеру, американские банки частично заблокировали средства. Их не удалось вызволить, оплатить сезон не получилось, так и наступило банкротство ряда туристических компаний".


*  *  *


Цифр и статистических данных о том, сколь тесно наши компании работают с российскими коллегами, попросту нет. Заключение договоров - коммерческая тайна. Хотя, как отмечают в Министерстве спорта и туризма, было бы неплохо владеть такой информацией. Но чтобы ее собрать, нужно проделать большой объем работы: у некоторых фирм количество договоров может составлять не одну сотню.


Сами же представители турфирм уверены, что наш рынок очень сильно связан с российским. В РСТО говорят так: "Многие белорусские компании в основном работали как турагентства, перепродавая московский продукт. Мы просто не могли обеспечить все мировые перелеты, "Белавиа" все-таки не монстр со щупальцами по всему миру". Правда, эту мысль опровергает первый заместитель генерального директора по туристической деятельности и стратегическому планированию туроператора "Топ-тур" Иван Чура. По его словам, их фирма чувствует себя в нынешней ситуации совершенно спокойно, поскольку почти не сотрудничает с российскими операторами, продавая в основном собственный продукт.


Отсюда никаких проблем с перелетами: большинство маршрутов туроператора начинаются из Минска рейсовыми самолетами. С помощью развитой партнерской сети крупных авиалиний путешественник может попасть практически в любую страну мира. В общем, на партнеров надейся, но сам не плошай, тогда и поводов для опасений не будет.


*  *  *


Не видят поводов для тревоги и в белорусском представительстве Tez Tour. Там мне рассказали, что российская программа была скорректирована "под влиянием ряда экономических и внутренних факторов в России, из-за которого произошло уменьшение спроса на туристические поездки на 40 - 60%". В Беларуси же, уверены в компании, ситуация обратная. "Рынок демонстрирует стабильность и рост по отношению к прошлым годам и сезонам в осенне-зимний период. Туристам из Беларуси нечего опасаться. В настоящий момент наши программы здесь существенно выросли по отношению к 2012 - 2013 годам. По некоторым направлениям прирост составляет от 50% до 150%", - отметили в Tez tour.


В.Цехмейстер предполагает, что в основном пострадать из-за российской туристической лихорадки могут маленькие и "серые" компании, которые после отмены сертификации и обязательного лицензирования туристической деятельности в РФ наводнили белорусский рынок. Их деятельность как раз в том и состоит, чтобы, заключив договор с крупным туроператором, продавать его путевки подороже, чем их реальная стоимость. С ним согласен и директор белорусского турагентства "Лентяй" Алексей Терентьев, уточняя, что недобросовестная работа таких мелких компаний вредит репутации всего рынка: "Принято считать, что этим бизнесом заниматься очень легко. Взял отель за рубль, продал за 4. На самом деле это сложный многогранный вид бизнеса".


Что же делать турфирмам и путешественникам, чтобы избежать разорения или испорченного отдыха?


В России уже начинают комплекс врачевательных мер: ходят разговоры о возвращении к лицензированию и ужесточении ответственности туроператора. Очевидно, что всем белорусским турагентам сейчас важно тщательно взвешивать риски и быть очень взыскательными к своим российским партнерам. А тем, кто собирается в отпуск, не стоит клевать на самые выгодные в плане цены предложения - максимальная дешевизна может обернуться большими потерями. По словам В.Цехмейстера, многие банкроты в российских компаниях объявляли о своем уходе с рынка перед самыми выходными, когда количество вылетов максимально. Дешевые билеты быстро раскупались. И только прилетев на курорт отдыхающие узнавали о том, что билет - в одну сторону, а ждать возвращения на родину придется без крыши над головой... По словам эксперта, чтобы полностью обезопасить белорусских туристов от подобных ситуаций, необходим специальный закон о рисках путешественника.


Сейчас, на мой взгляд, самое время интересоваться туристическими предложениями, сформированными в Беларуси. Пусть они дороже, чем заманчивые московские туры, зато нет опасений, что могут оказаться пустышкой.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия №192 (24573). Среда, 8 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter