Как решить проблему страхования на случай банкротства

У страха на страхование глаза велики

На недавнем заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам ФПБ снова подняла вопрос страхования на случай банкротства или санации. Количество предприятий-банкротов, где есть долги по оплате труда, увеличилось с 319 в 2016 году до 821 в 2018-м. Работники примерно 40 процентов предприятий, которые попадают в такие процедуры, лишаются законного заработка. А источника компенсации нет. Кроме того, есть случаи невыплаты отчислений в ФСЗН, что влияет на пенсию людей. Когда человек придет ее оформлять, может просто недосчитаться пенсионного стажа. Профсоюзы настаивают на скорейшем принятии документа, который бы определял механизм компенсации таких потерь. Для требования есть основание: в Генеральном соглашении между Правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019—2021 годы заложены обязательства сторон по разработке страхового механизма, который позволил бы решить эту проблему.


Сразу отмечу: она не угрожает парализовать экономику, но закрывать глаза на ее существование не надо. На начало 2019-го в экономических судах находилось почти 2,4 тысячи дел о банкротстве — на 729 меньше, чем годом ранее. 92 процента их касались организаций частной формы собственности. Процедура банкротства, санации — это поиск возможностей перезапустить предприятие. Но в такой ситуации люди оказываются незащищенными: у фирмы, пока она ищет пути решения проблемы, просто нет средств, чтобы рассчитаться с ними. Солидарная система ответственности поможет защитить в подобных случаях всех работников.

Фонды страхования на случай банкротства созданы во многих странах. В зависимости от конкретных экономических условий, возможностей и целей социальной политики каждое государство самостоятельно определяет источники их финансирования. Наиболее распространенные — взносы работодателей (в Австрии, Дании, Норвегии, Польше и др.) 0,1—0,3 процента оплаты труда. Кое-где финансирование идет в зависимости от сектора или отрасли экономики, на что, в свою очередь, влияет вероятность риска наступления банкротства. Размер взносов периодически может меняться органом, отвечающим за функционирование гарантийного фонда, в зависимости от состояния экономики и количества банкротств. В некоторых странах (Словении, Австралии, Финляндии, Канаде) такие учреждения целиком финансируются за счет средств госбюджета. Иногда применяется комбинированная схема — государство и работодатели (в Греции, Словакии, Бельгии). Довольно редко, но встречаются государства (Израиль, Таиланд), где одним из источников финансирования бывают взносы работников. При этом полномочия по управлению гарантийными фондами обычно передаются органам власти, их подразделениям, а также специально созданным для этих целей организациям, которые в большинстве случаев напрямую контролируются государством.

Как это может выглядеть у нас? Проект документа о страховании риска невыплаты зарплаты при банкротстве организации разработан ФПБ еще весной. Предлагается создать новый вид обязательного страхования на эти цели. Принцип аналогичен тому, что и при страховании от травм на производстве. Если предприятие в стадии банкротства и нет средств на выплаты, из фонда страхования оно может взять деньги на заработную плату, которую задолжало своим работникам за три календарных месяца. После этого, если проходит санацию и выходит на положительные результаты работы, возвращает сумму в фонд.

Первоначально профсоюзы предлагали перечислять в страховой фонд 0,1 процента оплаты труда — как во многих странах. Бизнес-сообщество заявило, мол, много. Теперь остановились все лишь на 0,04. Это чуть более 5 рублей в среднем на одного работающего в стране. Но, оказывается, даже такая мизерная сумма не устраивает многих работодателей. Если идти у них на поводу, страхование на случай банкротства не удастся внедрить никогда.

Между тем положительный эффект от введения предложенной системы значительно перекрывает отрицательный от незначительного увеличения нагрузки на организацию. Тем более что в условиях рыночной экономики даже успешное предприятие не застраховано от кризисных ситуаций. Внедрение этого механизма позволит работнику получить гарантированный доход за определенный период при банкротстве должника-нанимателя, обеспечить своевременное перечисление взносов в ФСЗН — гарант пенсионного обеспечения, а также не допустить увеличения расходной части бюджета. Это надежная защита. Оказавшись в подобной ситуации, человек спокойно может заниматься поиском другой работы и не ожидать, когда ему выплатят честно заработанные деньги.

Но пока идут дискуссии и согласования, ничего этого не происходит. Часть работников предприятий-банкротов по-прежнему остаются без зарплаты. Наверное, настала пора более решительно браться за дело и воплотить проект в реальный нормативный акт.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter