У страха глаза велики

Как может сказаться на экономике стран СНГ мировая рецессия?

Как может сказаться на экономике стран СНГ мировая рецессия?

Мировая экономика сегодня явно не на подъеме. Выбравшись из цепких лап одного кризиса, она готова вновь попасть в «паутину» рецессии. Глобальных факторов риска называют немало. Среди них и возможное усугубление долгового кризиса еврозоны, и угрозы возникновения кризиса доверия, обусловленного недостаточной разработкой и реализацией планов среднесрочной бюджетной консолидации на федеральном уровне США. Эксперты предупреждают: подобные факторы нестабильности могут привести и к ухудшению состояния экономик СНГ. Напрямую, конечно, они могут и не затронуть государства Содружества, но вот к падению цен на экспортируемые товары привести способны...

Потепление или похолодание?

Недавно аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) оценили риски для государственных финансов стран СНГ в свете текущей мировой нестабильности. Авторы доклада раскрывают одну из актуальных проблем — влияние повышенной турбулентности в мировой экономике на государственные финансы стран СНГ. Ведь долговой кризис обычно носит характер долгоиграющий, и на его завершение и создание прочных механизмов стабилизации может уйти не менее 5—10 лет. В связи с этим становится актуальной задача защиты национальных экономик региона СНГ от рисков неблагоприятного развития ситуации.

Как заметили авторы доклада, нынешняя ситуация в регионе несколько выделяется на фоне общего ухудшения экономической ситуации в мире в течение прошлого года. Экономики стран СНГ смогли даже немного ускорить свой рост. В 2011 году средневзвешенный показатель роста ВВП в регионе составил 4,6 %, и замедление наблюдалось лишь в трех странах — в Азербайджане, Молдове и в Беларуси, которая пережила непростой валютный кризис. Финансовый счет платежного баланса региона в течение девяти месяцев 2011 года характеризовался нетто-оттоком капитала в размере $ 80 млрд., который составил 2,9 % ВВП региона. В целом динамика платежного баланса региона сформировала нетто-увеличение резервных активов центральных банков на $ 33 млрд. (около 1,5 % ВВП региона) в течение прошедшего года. А вот рост экспортной выручки и оживление экономик региона благоприятно повлияли на поступления в государственные бюджеты стран и способствовали повышению социальных расходов и заработной платы государственных служащих.

Как это часто водится, авторы доклада просчитали несколько вариантов развития событий. Пессимистичный прогноз сформирован на основе сценария масштабного кризиса еврозоны. В случае утраты контроля над развитием долгового кризиса стоимость обслуживания государственного долга может стать непосильной для таких крупных государств, как Италия, Испания, Франция и Великобритания. «Последствия их отказа от обслуживания своих обязательств станут тяжелым ударом для европейских банков и для международного финансового сектора в целом. Нельзя исключать банкротства крупных банков и инвестиционных компаний. В этих условиях возможно значительное падение цен на сырье», — предполагают в ЕАБР. В таком случае страны СНГ не смогут избежать рецессии, а правительства — пересмотра бюджетов на ближайшие годы и значительного роста внешнего долга. Ожидается полное прекращение внешнего фондирования для резидентов СНГ или запретительно высокая стоимость внешних заимствований, что само по себе поставит под вопрос устойчивость внешнего долга.

Вместе с тем существуют и оптимистические оценки. Есть основания предполагать, что мировая экономика сохранит невысокие, но устойчивые темпы роста, поскольку замедление развития одних секторов экономики или одних стран будет компенсироваться ускорением роста в других секторах и странах. Данный сценарий начал реализовываться в прошлом году. Такая неравномерность экономического развития между развитыми и развивающимися странами, по предположениям МВФ, должна будет постепенно уменьшиться. Согласно апрельскому прогнозу фонда, рост мировой экономики составит 3,5 % в 2012 году с ускорением до 4,1 % в 2013 году (МВФ, 2012). Некоторое замедление темпов экономического роста в 2012 году ожидается в развивающихся странах: 5,7 % против 6,2 % в 2011 году, в то время как рост развитых стран останется на низком уровне (1,4—2 %). Представляется возможным, что власти еврозоны сохранят контроль над ситуацией в проблемных странах благодаря списанию долга Греции и поддержке других должников. Тем не менее вероятность рецидивов долгового кризиса в Европе будет оказывать влияние на экономическую активность в мире. Еврозона испытает неглубокую рецессию, которая сменится очень вялым ростом во второй половине 2012 года. США и Китай сохранят пониженные темпы роста экономики. Для стран СНГ этот сценарий является относительно благоприятным, поскольку останутся достаточно высокими цены на сырье — спрос на него сохранится, по крайней мере, в краткосрочном периоде (1—2 года). Помимо этого, ценам на сырье окажет поддержку инвестиционный спрос, связанный с мягкой денежной политикой на Западе и слабостью основных резервных валют (в первую очередь доллара) в течение ближайших лет. Так, по прогнозам ЕАБР, при сохранении цен на нефть на текущем высоком уровне ($ 115 за баррель) региональный рост ВВП составит в среднем 4,9 % в 2012 году и ускорится до 5,2 % в 2013-м.

Местные пророчества

Что же касается конкретно перспектив развития белорусской экономики, то, по мнению аналитиков ЕАБР, страны с диверсифицированной структурой внутреннего производства, к которым относится и Беларусь, при реализации негативного сценария, подразумевающего сокращение совокупного спроса со стороны стран ЕС, придут к снижению доходов экспортно-ориентированных предприятий и, следовательно, к минусу доходной части бюджетов. «Необходимо будет проводить бюджетную консолидацию и увеличивать объем долга для финансирования принятых ранее социальных обязательств. Скорее всего, к этому моменту страны не успеют накопить достаточно резервных средств, чтобы профинансировать запланированные расходы, однако при условии сокращения расходных обязательств, в первую очередь за счет приостановления инвестиционных программ и отказа от субсидий предприятиям, бюджетная система может справиться с кризисом за счет повышения объема заимствований», — такие выводы делают аналитики.

Падение доходов бюджетов при реализации сценария масштабного кризиса еврозоны будет более существенным, чем в случае умеренно негативного сценария. При этом следует учитывать, что кризис может прийти не только с запада, но и с востока — через сокращение экспорта в Россию после того, как рецессия затронет эту крупнейшую экономику региона. С одной стороны, потребуется консолидация бюджета, с другой — будет сильное давление в сторону увеличения объема расходов, поскольку потребуется реализация программ стимулирования занятости, поддержки малого бизнеса и незащищенных слоев населения, что приведет к изменению структуры расходов. В этом случае не удастся обойтись без значительного увеличения объема государственных заимствований.

Для стран СНГ с диверсифицированной структурой внутреннего производства существенно уменьшатся возможности по привлечению дополнительных финансовых ресурсов. В результате потребуется более жесткая бюджетно-налоговая политика. А в случае роста цен на энергоресурсы необходимо будет ускорить проведение реформы энергетического сектора, чем, кстати, Беларусь сегодня активно занимается. Важно, с одной стороны, сокращать субсидирование предприятий энергетического сектора, с другой — увеличивать расходы на оказание адресной поддержки населению. В то же время для Беларуси выгодные условия торговли в рамках ЕЭП с Россией и Казахстаном станут источником роста доходов бюджета, поэтому необходимо будет создать специальный фонд и накапливать резервы от конъюнктурных доходов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter