Послевкусие от премьеры оперы «Дикая охота короля Стаха» в Большом театре оперы и балета до сих пор не проходит

У Стаха глаза велики

Нет, что ни говори, а все-таки феерично закрылся минувший 88-й сезон в Большом театре Беларуси. До сих пор канделябры гудят. И уже 8 сентября этим же спектаклем-событием театр откроет свой новый сезон. Всем, кто не успел его посмотреть, стоит поторопиться с билетом: новая версия легендарной оперы белорусского композитора Владимира Солтана «Дикая охота короля Стаха» в постановке режиссера Анны Моторной по одноименной повести Владимира Короткевича вызвала настоящий ажиотаж у зрителей, «сарафан», захлебывающийся в восторге и обожании, заработал вовсю.


Первая версия спектакля в постановке режиссера Вячеслава Цюпы, состоявшаяся 6 апреля 1989 года, в свое время наделала много шума и даже доехала до Большого театра России. Опера, идейным вдохновителем создания которой стал заслуженный артист ­БССР Виктор Скоробогатов, в дальнейшем первый исполнитель партии Андрея Белорецкого, получилась самодостаточной и зрелой, герои Короткевича запели совершенно органично. Художественный результат оказался не хуже, чем нашумевший фильм по этой же книге белорусского режиссера Валерия Рубинчика, получивший призы на кинофестивалях в Италии, Франции, Канаде, Бельгии, США. Входить в одну реку дважды — задача неблагодарная, но постановочная группа справилась с ней достойно. Кстати, в нынешнем спектакле Анны Моторной есть маленький «мостик» через время, привет той славной эпохи, когда Минск отвоевывал свой кусочек оперной славы у Москвы и Санкт-Петербурга: один из исполнителей партии Дубатовка в первом спектакле — Александр Кеда — теперь исполняет партию Рыгора.

История про то, как молодой импозантный этнограф Андрей Белорецкий приезжает в замок древнего рода Яновских, в местечко Болотные Ялины, влюбляется в очаровательную хозяйку замка Надежду и пытается спасти ее от родового проклятия — беспроигрышная зрительская штука. История не написана Короткевичем с чистого листа. В ней содержится огромное количество литературных и культурных аллюзий. Тут торчат и ушки «Собаки Баскервилей», и мрачный профиль «Сонной лощины» Вашингтона Ирвинга, но то изящество, с которым к решению своей литературной задачи подошел Короткевич, подкупает и сегодня.
Все-таки главное в «Дикой охоте…» не древнее проклятие и не мистические моменты, щедро тут рассыпанные, а довольно щекотливый вопрос: несет ли интеллигенция ответственность за беды своего народа.
В премьере Анны Моторной столько безудержной страсти, энергии и визуальной избыточности, что порой все это сбивает с ног. Иногда кажется, что эта зрелищность и режиссерский нахрап несколько подавляют отдельные музыкальные нюансы. Ушла прежняя деликатность, дрожание пальцев. Анна Моторная, в ноябре 2020-го выпустившая еще один оперный блокбастер — эффектного «Фауста» Шарля Гуно, явно стремится поразить публику масштабом и в этой работе.

Первый спектакль «Дикая охота короля Стаха» находился в репертуаре театра 22 сезона. Нынешней премьере можно только искренне пожелать перебить этот выдающийся театральный рекорд.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter