У соломки цвет жизни

И этой жизни радуется Андрюша Романюк, доказавший себе и окружающим, что болезнь — не повод уныватьКогда я звонила домой инвалиду-колясочнику Андрею Романюку, чтобы договориться о встрече, честно признаюсь, было в душе какое-то чувство то ли страха, то ли неуверенности. Захотят ли люди делиться своей болью? На звонок ответил приятный голос молодого человека. И сразу всю неуверенность как рукой сняло. А после общения с Андреем и вовсе поняла: не с каждым и физически здоровым, крепко стоящим на ногах человеком так приятно общаться.

Двери открыл сам Андрей: “Через пару минут подъедет мама, а вы проходите и присаживайтесь”. В комнате полно молодых людей, весело о чем-то беседуют. В другой комнате — цветы и картины из соломки. Я еще не знаю, что это дело рук Андрея... Пока осматриваюсь, ребята уходят, и мы знакомимся.
— Друзей у меня всегда было много, — говорит Андрей, — и сейчас тоже. И дома я не сижу. Если в городе что-то проводится, ребята обязательно заходят за мной, и мы вместе идем гулять, и на природу, в лес выезжаем.
Андрей весел и непринужден, и разговор у нас клеится. Когда приехали родители, я уже знала, что Андрей учится на четвертом курсе Гродненского университета имени Янки Купалы, на юридическом. Что работает в средней школе № 13, обучает детишек игре в шашки и шахматы. Что очень любит читать, мечтает  после окончания университета работать юристом и вообще прожить жизнь насыщенно и полноценно.
Признаться, я не заметила никакой закомплексованности да и своего превосходства не ощутила. Во всяком случае, таких картин, какие делает Андрей, я не сотворю никогда. А у него, как рассказала потом мама — Татьяна Зеноновна, было уже три персональные выставки в Минске,  теперь они готовят работы на четвертую...
О том, что мальчик безнадежно болен, родители узнали не сразу, а спустя некоторое время. Страшный диагноз — миопатия — врачи поставили, когда Андрею было около двух лет. Уже тогда стало ясно: ходить Андрей не сможет никогда.
— Конечно, было страшно и больно, — вспоминает мама. — Не хотелось мириться с этой мыслью. Никто не мог даже сказать, какое у ребенка будет умственное развитие. Ведь при такой болезни бывают разные отклонения. Но даже речи о том, чтобы куда-то отдать сына, в семье не вели.
С тех пор в каких только клиниках не побывала мама с сыном, прежде чем смириться с такой судьбой Андрея и научиться  жить по-новому. Теперь Татьяна Зеноновна уверена: именно родителей надо учить растить и развивать детей с ограниченными возможностями. Только от них, когда врачи уже бессильны, зависит, будет ли ребенок окружен заботой и друзьями, сможет ли он получить образование, чему-либо научиться, быть в обществе и самое главное — быть нужным этому обществу.
...Андрей подрастал и был смышленым мальчиком. Как и все дети, поступил в первый класс. Правда, посещать школу не мог, поэтому учителя приходили к нему сами. И все равно одноклассники всегда знали, что с ними учится Андрей Романюк. Наведывались в гости, дружили. Одногодки-соседи тоже не давали Андрею унывать.
— Но мне хотелось, чтобы сын чем-то занимался, — рассказывает Татьяна Зеноновна. — Был как все дети, которые ходят на секции, в кружки. Мы выбрали увлечение по силам — соломку. Учительница, Галина Михайловна Позняк, приходила к нам и занималась с Андреем. Он тогда был во втором классе. Так что все его заслуги — это и ее тоже.
Кстати, именно картины помогли Андрею не только найти новых друзей, но и много чего повидать. Работы заметили представители Белорусского детского фонда и пригласили Андрея на фестиваль.
— Мы, конечно же, согласились! — говорит мама. — И не пожалели. Каких только талантливых детей там не было! И Андрей еще раз понял, что болезнь — не повод унывать. Он увидел живые примеры: дети-инвалиды пели, занимались спортом, делали модные прически и даже пирсинг. В общем, никаких комплексов! Мы очень благодарны этой организации — детскому фонду. Такие программы помогают детям адаптироваться к жизни, почувствовать себя нужными и полноценными. Участвуя в них, Андрей увидел столько знаменитостей, общался с певцами, актерами, известными ведущими. Это так здорово! Ему есть о чем рассказать своим друзьям, есть чем поделиться и даже удивить. И мы гордимся своим сыном. Хотя иногда, когда мы выходим в город (уточним: живет Андрей в Лиде) с инвалидной коляской, некоторые  бросают сочувственные взгляды — какое, мол, горе. А я хочу сказать: не надо нас жалеть! И разве это горе — иметь умного, хорошего, трудолюбивого сына?!
Порой хочется не согласиться с крылатыми фразами. Например, о том, что главное — здоровье, а остальное все приложится. Здоровыми бывают не все и не всегда. К сожалению. Иногда в жизни случается непоправимое, и человек оказывается прикованным к инвалидному креслу, коляске, кровати. Увы, не все справляются с такими проблемами. Но многие доказывают, что жизнь не остановилась. Она идет и может быть насыщенной событиями, впечатлениями, интересными начинаниями.
И семья Романюков — тому пример.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter