У шефа глаза велики

Кто и как следит за своими подчиненными
Кто и как следит за своими подчиненными

Начальник иной раз знает о своем подчиненном больше, чем его самые близкие родственники. Кому и как часто звонит, о чем говорит, с кем ведет переписку, сколько раз выходит покурить за полчаса и даже с кем любит выпить.

...Менеджер Николай решил немного отвлечься от работы, набрал адрес чата в Интернете и завязал болтовню с кем-то под именем "Незнакомка", назвав себя "Сталкер". А в это время начальник отдела начал традиционную прогулку по офису, поглядывая в мониторы сотрудников. Заметив, чем именно занят Николай, он молча вернулся в свой кабинет, набрал на компьютере адрес того же чата и подключился к разговору, но под женским ником "Очаровашка". И тут же завязалась беседа "Очаровашка" - "Сталкер":

- Эй, красавчик, брось ты эту недоступную "Незнакомку". Поговори со мной. Я более лояльна для парня с таким ником.

Николай, уже целых пять минут безуспешно пытавшийся уговорить "Незнакомку" на приватную беседу, тут же воспрял духом и переключился на более доступную девушку. Пообщавшись минут десять, "Очаровашка" выведала у "Сталкера" его отношение к работе и начальству... Вскоре после этой милой беседы Николая уволили. Теперь он работает в фирме по продаже стекол и просил не называть его фамилию, чтобы не портить впечатление о себе у нынешнего начальника.

Историй таких масса. Но нам, подчиненным, предстоит 10 раз обжечься, прежде чем уяснить, что по электронной почте или телефону лучше не обсуждать со всей любезной откровенностью своих начальников, личную жизнь или просто отношение к работе типа: "До конца работы 15 мин., а мне кажется, что я и пяти секунд не выдержу. Сегодня целый день делала вид, что я что-то делаю:)".

Естественно, не из праздного любопытства руководство следит за своими сотрудниками - исключительно в интересах компании.

- Контора, в которой я проработал всего день, занималась грузоперевозками, - рассказывает теперь уже заместитель директора одной из минских фирм, занимающейся поставкой автомобильных запчастей, Станислав Луговской. - У директора в кабинете стоял специальный телефон, который параллельно подключался к любому телефону сотрудников. В комнатах - камеры, и директор постоянно мог наблюдать, что делают подчиненные: работают или играют в компьютерные игры. До этого я полтора месяца проработал в подразделении, занимающемся шоу-бизнесом. В конце каждой недели к нам приезжал шеф, вызывал к себе сотрудников по одному и за чашкой кофе говорил с каждым "по душам". На все вопросы о других я лишь отвечал, что все прекрасно, и меня окружают замечательные люди, на что директор только морщился и приглашал "на собеседование" другого, более несчастного и ущемленного...

Впрочем, наушничество уже не столь популярный метод контроля за сотрудниками по сравнению, скажем, с мониторингом посещения сайтов в Интернете. Или же копирование и просмотр компьютерных файлов и электронных писем (причем неважно, на каком портале у вас находится почта, системный администратор просто перехватывает страницу-картинку, которая у вас открыта).

- А на Западе, кстати, считается, что чтение переписки сотрудника - это вполне нормально. Потому что вся переписка с рабочего компьютера - собственность предприятия и нарушением закона не считается, - говорит председатель совета директоров источник Юрий Зиссер. - Я же особо не контролирую своих подчиненных. Сужу о каждом по результатам работы. Если же кто-то выбалтывает тайны или выносит сор из избы, то мониторинг электронной переписки здесь малоэффективен. Лучше подбору персонала уделять больше внимания, чтобы потом не контролировать и не волноваться о разглашении коммерческих секретов. А недоверие работоспособность не повышает. Следят за подчиненными те руководители, которые не умеют управлять. Способов контроля много. Когда я работал на заводе, свой приход-уход нужно было отмечать в специальном журнале, что лежал на столе у начальника отдела. Руководитель всегда знал, кто опаздывает или уходит раньше. А у начальника другого отдела был селектор, который он мог включить в любой момент и слушать, о чем говорят подчиненные в своем кабинете...

Сегодня вовсе не обязательно стоять над душой у каждого сотрудника. Нет, это не значит, что начальство нынче больше доверяет подчиненным, просто системы контроля стали современнее.

- Например, с помощью спутников GPS в режиме реального времени можно следить за перемещением автомобиля по электронной карте, слышать переговоры, которые ведутся в машине, - говорит директор филиала Беларусбанка, занимающегося перевозкой ценностей, Николай Воронько. - В целом у нас контролируется время прихода и ухода каждого сотрудника. Если работа связана с наличными деньгами, значит, обязательно ведется видеонаблюдение.

Кстати, камерой на рабочем месте уже мало кого удивишь. Скажем, гостиничный бизнес...

- У нас видеокамеры на каждом этаже, - рассказывает главный менеджер по гостиничному хозяйству отеля "Минск" Галина Гаврилова. - К каждому номеру - кодовые ключи, причем у гостя - один код, у горничной - другой, у меня - мастер-ключ. Все фиксируется: кто и когда входил в комнату. Есть стандартные правила: горничная не должна заходить в номер, если там находится гость, не имеет права сидеть в креслах в холле, заходить через центральный вход. Все их передвижения "записываются". Что касается телефонных разговоров, есть лимит времени. Если он превышен, делаем распечатку, кто куда звонил, и можем наказать финансово. Раньше приходили большие счета за телефон, теперь траты уменьшились...

Многие считают, что контролировать все действия подчиненных - это чуть ли ни единственный способ, позволяющий быстро сделать из небольшой компании крупную. Хотя есть и другое мнение: при демократичном стиле руководства работа результативнее. Немало замечательных идей родилось в... курилке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter