Народный календарь и традиции. 5 – 11 июня

У русалки глаз зеленый, как листва у клена

Вслед за Троицей с 5 по 11 июня идет неделя, всецело посвященная бушующей зелени, деревьям, цветам и травам. У нас в Беларуси ее называют Русальной. Ведь в ней соединились и древние мифы, и особая таинственность, и забота о земном, о плодородии. Связана она с поверьями о русалках, которые якобы живут в прозрачных дворцах под водой во власти «вадзянiка». Внешне русалки хороши собой, только красота их неживая. У них распущенные длинные русые или зеленые, как водоросли, волосы, нежное, почти прозрачное тело, зеленые или голубые глаза. Русалки охотятся за своей жертвой — молодыми парнями. Увидев их, стараются «прывабiць» к себе, пристально смотрят, от чего ребята становятся «нерухомымi» и попадают под их чары и власть. Русалки завидуют влюбленным парам, что гуляют возле речки или озера, и стараются им навредить.

Фото из архива «СБ»

Из воды они могут выходить на короткое время, пока не высохнут их волосы, в период «Русальнага тыдня». Они уходят в леса и рощи, раскачиваются там на ветвях деревьев, а то даже идут в поле топтать посаженное и всячески вредить людям. В конце этой недели устраивались обряды «праводзiн русалкi» с тем, чтобы обезопасить себя и посевы. Русалии — древне­славянские обрядовые игрища. Их идея — культ растительности и природы, обеспечение плодородия. Провожали «русалку» обязательно с особыми песнями. В прежние времена в обряде еще были гусли, трубы, сопели и другие инструменты. Все вместе это создавало очень красочную картину «iгрышча».

Еще в конце 1990‑х довелось видеть этот обряд не в постановочном варианте, а в живом бытовании, как необходимость и дань традиции. У нас в некоторых местах и до сего времени обряд проводят, причем с огромным интересом для всех участников и зрителей. Только тут он уже играет роль развлечения — шоу, карнавальности, где есть возможность прикоснуться к прошлому и повеселиться.

5 июня — день памяти нашей главной белорусской святой и просветительницы Евфросинии Полоцкой. Чтобы выразить ей свое почтение, благодарность и поклониться, народ со всех концов шел пешком в Полоцк.

Во вторник этой недели после Троицы отмечали, заметим, только на наших землях, «Конскi Вялiкдзень». Таким образом выказывалось уважение и оценка труда главных помощников как в «ваярскай справе», так и на ниве.

Среда на этой неделе носила название Градобойной. Крестным ходом проводили обходы селений и полей.

В конце недели девушки обязательно шли в березовую рощу для обряда развивания венков, который проводился на Троицу. Молодые и гибкие березки рассоединяли, чтобы деревца не обиделись, возвращали их в прежнее состояние. Деревцам кланялись и благодарили их, надеясь на благосклонность природы в этот год.

ПРИМЕТА

Особенно внимательно наблюдают за направлением ветра на этой неделе: южный обещает добрый и богатый урожай, а вот северо‑западный — сырое, прохладное и дождливое лето.

Елена ДОВНАР‑ЗАПОЛЬСКАЯ, фольклорист.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter