Россельхознадзор временно лишил ОАО «Гродненский мясокомбинат» права поставлять продукцию в Россию

У Россельхознадзора снова обострение?

ГРОДНЕНСКИЙ мясокомбинат временно лишается права поставлять свою продукцию в Россию. Якобы в готовых мясных изделиях предприятия выявили ДНК якобы вируса... свиней. 

Чувствуется, это только цветочки. Надзорное ведомство грозит всем: «Россельхознадзор оставляет за собой право ввести ограничения на всю готовую мясную продукцию, содержащую свинину, поступающую в Российскую Федерацию из Республики Беларусь».

Гродненский мясокомбинат? Предприятие, которое по праву и заслуженно считается нашим брендом? По объемам это одно из крупнейших производств в Восточной Европе. Еще три года назад здесь запущен современный цех сырокопченых изделий, который укрепил экспортный потенциал: 60 процентов мясных деликатесов без проблем отгружается в полтора десятка стран. На повестке дня поставки в страны Ближнего Востока, на западноевропейский рынок. И при этом менеджеры комбината будут рисковать, используя подозрительное сырье? Даже предполагать смешно. 

Тем более что начальник управления внешнеэкономической деятельности и маркетинга Кирилл Гутиков уверяет, предприятие не получало документов с претензиями и понятия не имеет, в какой именно продукции обнаружен ДНК вируса АЧС: «На нашем мясокомбинате ведется жесткий контроль входящего сырья и не менее жесткий контроль готовой продукции». 

Все как всегда: Россельхознадзор работает тихо сам с собою. Как говорится, на здоровье. Проблема и в том, что Россельхознадзор от отдельных предприятий переходит к блокированию целых областей и отраслей. В прошлом году пострадала Минщина. Тогда руководитель Россельхознадзора не исключал, что вслед за Минской областью закроют поставки из еще какой-нибудь. По словам Данкверта, пространство для дальнейших санкций огромное.

По экспорту свинины напряженная ситуация была в 2014—2015 годах. А в 2016-м Беларусь признана благополучной по АЧС. В этом году наши поставки этого вида мяса закрыли в апреле. Чиновники ведомства заподозрили вспышку АЧС в Гомельском районе и чуть ли не обвиняли наших ветеринаров в сокрытии этого факта. Через два месяца временные ограничения на поставки были сняты. 

Претензии российского ведомства к нашей мясо-молочной продукции не в новинку. Любой думающий человек прекрасно понимает что и почем. Но это не может не раздражать. Как и наши бесконечные встречи в Минсельхозе РФ. 

Вот и на днях заместитель министра, директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Иван Смильгинь встретился с Сергеем Данквертом. Что обсуждали? Да все то же: объемы поставок молочной продукции. Что решили? Сотрудничать и договариваться. Что касается экспорта свинины, то в Минсельхозпроде сообщили: вопрос введения ограничений на мясную продукцию всех наших производителей остается открытым. При Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора будет создана группа по расследованию «свиных» претензий Россельхознадзора.

Все эти дергания напоминают ситуацию, которую в цивилизованном мире принято называть вращающимися дверями. Это когда бизнесмен становится чиновником и начинает отвечать за сферу, в которой раньше зарабатывал деньги. Так вот, по Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» госслужащий не может заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующим субъектом. А по информации из базы данных компаний СПАРК (Россия), Сергей Данкверт — совладелец нескольких компаний. 88,15 процента долей имеет в ООО «УК «Агроменеджмент», по 75 — в калужских ООО «ДомСтрой» и «Стандарт плюс», 76 процентов — в охотничьем хозяйстве «Озерное». Все эти компании главы Россельхознадзора аффилированы с крупным племенным хозяйством — ОАО «Агроплемсоюз», которым Сергей Данкверт управлял в 1995–2000 годах. В мае 2016-го членом совета директоров компании стала его дочь Юлия Сергеевна Данкверт. Что интересно, это племенное хозяйство занимается разведением молочных и мясных пород коров. 

В случае с господином Данквертом компания, в которой он работал, оказалась в сфере его ответственности и надзора как руководителя федеральной службы. Фактически его приход на должность руководителя Россельхознадзора принес риск ограничения конкуренции на животноводческом рынке. В особенности для зарубежных компаний. Запрет на ввоз продукции наших предприятий, который выносит Россельхознадзор, — свидетельство реализации этих рисков на практике, то есть «вращающиеся двери» в действии.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter