У подножия "Формулы-1" Роберт Шварцман — запомните этого парня!

Впервые я услышал его имя, когда Роберт перешел в гонки с открытыми колесами из картинга, где он стал одним из самых титулованных российских гонщиков, начав свою "гоночную карьеру" с пяти лет. На болидах успех пришел к нему не сразу. Были победы, подиумы, но чемпионского титула за время выступлений с 2015 по 2017 год в различных сериях российский гонщик так и не заработал.  Тем не менее талантливого парня, выступающего при поддержке SMP Racing, заметили в Ferrari. Перед началом прошлогоднего сезона он был приглашен в гоночную академию знаменитой итальянской марки. 

Зимой 2018 Роберт стал чемпионом престижной молодежной серии Toyota Racing в Новой Зеландии, выиграв всего одну гонку из 15, но показав удивительную стабильность результатов. А затем он в роли дебютанта провел полный сезон в европейской "Формуле-3" в одной команде с Миком Шумахером, который в итоге стал чемпионом серии, а Шварцман занял 3-е место. 

Механики готовят машину Роберта к выезду

Увидев в официальной заявке чемпионата новой серии FIA "Формула-3" (пришедшей на смену GP3) фамилию Роберта, я решил, что пора и нам познакомиться с этим парнем, уверенно нацеленным на приход в большие призы. 

На автодроме "Монтмело" во время гоночного уик-энда Гран-при Испании "Формула-1" мы встретились с ним сначала у моторхома команды Prema. Приятный в общении, открытый и самокритичный, он из тех, кто располагает к себе с первых же минут знакомства. Чуть позднее, получив разрешение на официальное интервью с Робертом у пресс-службы Ferari  (существующие правила обязывают проходить данную процедуру), мы с ним побеседовали, как говорится, "под запись" после окончания гонки. Россиянин стартовал в ней с поул-позишн и затем поднялся на верхнюю ступеньку подиума.    

После первых двух гонок прошло больше месяца, прежде чем команды приехали на свой второй этап во Францию на трассу "Поль Рикар". И, по правде сказать, меня немножко мучили сомнения по поводу возможной случайности той первой победы в Испании, с которой Роберт начал свой сезон. Но когда на французском автодроме российский пилот в субботней гонке финишировал вторым,  а затем в воскресном спринте одержал после красивого прорыва с 7-го места свою вторую победу, всякие сомнения отпали. Рука сама потянулась к диктофонной записи моего интервью с Робертом, оставленного поначалу, как говорится, до лучших времен. 

 Роберт, мы впервые с тобой делаем интервью для белорусских читателей. Хотя, по правде сказать, твое имя уже упоминалось в наших обзорных репортажах перед началом сезона. Давай для начала представим тебя немножко. У тебя есть белорусские корни в биографии?

— Нет, из Беларуси у меня никого нет, ни дедушек, ни бабушек. По паспорту я русский, но родился в Израиле. Большую часть своей жизни прожил в России, а именно в Санкт-Петербурге. А остальное потом уже в Италии.

Корреспондент "СБ" Владимир Васильев и Роберт Шварцман 

 Когда ты говоришь "по паспорту русский", что ты имеешь в виду?

— У меня одна четверть — еврейские корни, через мою бабушку, а остальная часть — русские. У меня паспорт Российской Федерации, и я выступаю в гонках под российским флагом. 

 В этом сезоне у тебя дебют в "Формуле-3", и сразу же сегодняшняя первая победа на Гран-при Испании. Какие у тебя ощущения? Ведь о победе ты узнал уже после финиша, после того как наказали твоего главного соперника, финишировавшего первым.

— На самом деле о победе я узнал, когда уже приехал к подиуму. Я вылез из машины, таблички поменяли местами, и только тогда мне сообщили, что я выиграл гонку. Кристиан Лундгор был оштрафован добавлением пяти секунд к его итоговому времени за нарушение скорости в режиме виртуального сэйфети-кара. Я не могу сказать, что это уж такая для меня победа-победа, когда ты первым приезжаешь на финиш под клетчатый флаг, но все равно это приятно, потому что нам эти очки очень-очень нужны. 

 Ты заработал сегодня очки и за победу, и за вчерашний поул. Еще мог бы теоретически получить баллы и за самый быстрый круг.

— Да, но самый быстрый круг был не у меня, к сожалению. Но я считаю, что мы и так очень сильно выступили. 25 очков за победу и 4 — за поул. 

На подиуме Гран-при Испании

— А что произошло на старте, почему к третьему повороту ты уступил свое лидерство?

— Я слишком "прокрутил" колеса и таким образом проиграл старт. Поэтому в первый поворот мы уже входили бок о бок. Попробовал сделать маневр и обогнать соперника, но у меня не получилось. Был слишком большой риск или столкнуться, или вылететь с трассы.

— Говорят, что для хорошего старта с первого ряда нужно иметь привычку, то есть большой опыт таких стартов. Может быть, тебе как дебютанту серии пока его не хватает?

— Нет, не в этом дело. Просто это мой первый раз, когда я стартую со сцеплением на руле. И я еще к нему не настолько привык.

— То есть нынешние машины сильно отличаются от тех, прошлогодних, на которых ты гонялся в Европейской "Формуле-3"? 

— Да, на предыдущих машинах всегда было сцепление на педали, и тогда все было более или менее понятно. А здесь было немного страшновато. Не мог сразу привыкнуть. 

На подиуме во Франции

— После победы в субботней гонке спринтерский воскресный старт дается с "реверсивной решеткой" (первая "восьмерка" гонщиков стартует в обратном порядке: 1-й — 8-м, 2-й — 7-м и т. д. – В.В.), и значит у тебя будет старт с 4-го ряда. Это уменьшит психологическое давление на тебя или нет, как ты считаешь?

— Думаю, что да. Когда ты стартуешь первым, то тебе и хочется финишировать первым. А когда стартуешь восьмым, то у тебя задача обогнать как можно больше машин. И любой обгон — это уже успех. Хотя в любом случае все равно важно быть сконцентрированным. Ведь именно на старте можно и нужно выиграть как можно больше мест.   
 
— В гоночной академии Ferrari, как мне кажется, еще не было до тебя российских гонщиков. Ты вроде бы в этом плане первый. Как это получилось? Что сыграло свою роль: талант, связи?

— Честно скажу: и то и другое. Два года назад у меня был очень неплохой сезон в "Формуле" Renault. Я мог даже выиграть тот чемпионат, но финишировал третьим. И в Ferrari заинтересовались мною. У меня спросили: не хотел ли бы я стать частью программы Ferrari? Конечно, я сразу же согласился. 

Роберт после своей первой победы в Испании 

— Сколько тебе тогда было лет?

— Семнадцать. 

— В прошлом году ты был в одной команде с Миком Шумахером, сыном легенды мирового автоспорта. И у вас у обоих успехи начались как-то в одно время, где-то с середины сезона. Это совпадение или наконец-то поехала машина? 

— У каждого из нас все было индивидуально. Мне поначалу сильно не везло. Были аварии, инциденты, а потом я как-то растерялся, немного потерял даже уверенность в себе. Но потом все-таки смог собраться и к концу сезона стал показывать достойный результат. В итоге третье место. У напарника были свои заморочки, я особо им не интересовался. У меня своих проблем было предостаточно, было о чем думать. 

— По итогам прошлого сезона Мик стал победителем. И в этом году он перешел в "Формулу-2", то есть перепрыгнув "Ф-3". А ты решил быть более последовательным: сначала в "Ф3", причем все с той же командой Prema. А была ли мысль сделать так же, как и Мик?

— Мысли, конечно, такие были. Но я считаю, что в прошлом году я ехал в чемпионате как новичок. А Мик там провел уже перед этим целый сезон.  Поэтому для меня более целесообразно проехать еще один сезон такого же уровня, то есть в "Формуле-3". Тем более что сейчас она проходит в рамках гоночных уик-эндов "Формулы-1". А потом уже двигаться дальше вперед.    

Тренер Виталий Петров с фанатами своего подопечного Роберта Шварцмана

— Но в любом случае эти два чемпионат "Ф3" сильно отличаются. Ты здесь тоже новичок. 

— Да, новичок. Здесь для меня практически новая машина. Но она уже ближе к "Формуле-2". Сцепление на руле, особенности работы резины Pirelli и т. д. Для меня важно узнать, как организована работа паддока и весь гоночный уик-энд, как работает вся система, связанная с "Формулой-2" и "Формулой-1". Поэтому я считаю, что надо все делать постепенно, по ступенькам. 

— Не каждый гонщик может похвастать, что у него есть тренер.  У тебя в этой роли выступает сам Виталий Петров, первый российский гонщик в "Формуле-1".  Как вы с ним организуете вашу работу? Что вообще означает понятие тренера в "Формуле-3"? 

— Мы с ним лично знакомы были уже достаточно давно. И он работает со мной как тренер в плане того, чтобы делиться со мной информацией, которую он хорошо знает по своей карьере в "Формуле-1". Он дает мне очень важные советы, и это мне здорово помогает. В основном мы работаем непосредственно на самих этапах. Между гонками нет смысла что-то там обсуждать. А вот во время непосредственно Гран-при его помощь для меня важна. Как лучше стартовать, как и в каких местах трассы держать нужную скорость? Плюс к этому масса других важных нюансов. Виталий опытный гонщик, он все это уже проходил, он знает. Поэтому это своего рода большой плюс. 

— То есть вы начинаете работу на уик-энде с четверга, в том числе и обязательная совместная прогулка по трассе?

— Да, именно так.

— Роберт, как ты считаешь, с учетом своей первой победы в новом для себя чемпионате на первом же Гран-при, хватит ли тебе одного сезона, чтобы освоиться здесь и перейти на следующую ступеньку — в "Формулу-2"?

— Думаю, да. Я считаю, что поскольку мы так хорошо начали, значит мы на правильном пути. И команда готова, и со мной все будет в порядке. У нас были очень хорошие тесты, и вообще эта машина, я считаю, очень достойная. Я не знаю, как там закончится сезон по результатам, но в любом случае мы уже показали, на что мы способны. И я уверен, что это не случайность, что мы будем еще сильнее, и что мы будем выигрывать. Так что  не сомневаюсь, что одного сезона мне на этой машине должно хватить. И я смогу подняться еще на одну ступеньку выше. 

— Сколько тебе еще нужно очков набрать для получения гоночной суперлицензии, чтобы участвовать в "Формуле-1"?

— У меня уже есть 34 очка, и надо всего еще лишь шесть. Я полагаю, что это будет по силам. Но важнее результат общий по концу сезона, а не только набранные очки. Я надеюсь на успех. 

— То есть если вдруг, чисто теоретически, по окончании этого сезона тебя захотят взять в "Формулу-1", то тебе достаточно финишировать даже пятым в чемпионате, за что тебе дадут семь очков.

— Теоретически да, но у меня более высокие цели. 

— А кто будет по ходу этого сезона и по его окончании заниматься твоей карьерой, SMP Racing или Ferrari?

— Они обе занимаются моей карьерой. Каждая своим делом. Ferrari помогает одним, SMP Racing другим. Это совместная работа и, можно сказать, совместная команда. Это целая цепочка: “Prema Racing – SMP Racing – Ferrari Driver Academy. Все вместе работают со мной, и все помогают. 

— А как ты можешь в двух фразах или еще короче объяснить, что такое гоночная Академия Ferrari или хотя бы что она собой преставляет?

— Это школа. Работа, физподготовка с тренером, работа ментальная.

— Что-то вроде спортивного интерната?

— Да, можно так сказать. Плюс к этому имя, престиж. Очень приятно быть в семье Ferrari. Это дополнительно подбадривает и поднимает дух. 

— Слушателям академии полагается хоть какая-то машина Ferrari? Хоть на время…

— Нет пока. Но если дальше все пойдет хорошо, то думаю, что мне дадут какой-то автомобиль. 

— А где ты сейчас живешь, чисто географически, большую часть времени?

— В Италии, конечно, поскольку я сейчас работаю в Ferrari, то живу большую часть в Маранелло. Периодически меня отпускают в Питер. 

— Ты с родителями в Италии или один?

— Один.

— А на гонки родители , наверное, приезжают?

— Да, здесь, в Барселоне, со мной мой папа.  

— И последний на сегодня вопрос. Расскажи об ощущениях, которые ты испытываешь, стоя на подиуме, когда играет гимн России? 

— Это на самом деле очень круто, когда все слышат этот гимн. Мне это очень приятно. По правде сказать, моя главная цель — в какой бы чемпионат я ни приходил, это то, чтобы люди услышали наш русский гимн. Сегодня, финишируя после упорной борьбы вторым, я даже не ожидал, что он будет играть. Но такая ситуация все же сложилась, и я очень рад, что он здесь, в Барселоне, прозвучал на первой же гонке моего нового сезона. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter