У нелегальных извозчиков отбирают железных коней

Когда наконец сдадутся «бомбилы», «леваки» и «подснежники»?

Выбросят ли лжетаксисты, промышляющие под черным флагом, белый флаг?

Этих самозванцев, промышляющих под черным флагом на жизнь, как только не называют: «бомбилы», «леваки», «подснежники», «партизаны», «лжетаксисты»… Как вы поняли, речь пойдет о нелегальных перевозчиках пассажиров.

Познакомим читателей поближе с одним таким «бомбилой».

Парень со стрижкой «под ноль»

Стрижка «под ноль» еще больше молодила и без того достаточно юного Вячеслава К. Только вот этот симпатичный молодой человек никак не тянул на героя дня. Так его можно было называть, разве что взяв это словосочетание в кавычки.

Вячеслав во время судебного заседания, состоявшегося 25 марта в Хозяйственном суде г. Минска не в первый раз оказался в центре внимания. Во-первых, он административный правонарушитель со стажем: только с января 2008-го по декабрь 2009 года свыше двадцати раз привлекался дорожно-патрульной службой за нарушение правил дорожного движения, выразившееся в превышении скорости, вождении автомобиля без прав и обязательного страхования автоответственности, без надлежащего оформления техосмотра и пр. Во-вторых, постоянно нелегально занимается перевозкой пассажиров, не уплачивая при этом налогов, не производя соответствующих выплат в Фонд социальной защиты населения и т.д. Налоговая инспекция уличила его в этом, и 19 октября 2010 года Вячеславу было вынесено предупреждение. Тем не менее с «левого» пути он не свернул. В результате Хозяйственный суд г. Минска накладывал на него административные взыскания решениями от 10 января и 21 марта прошлого года. И вот 5 марта этого года в ходе контрольной закупки налоговики снова «запеленговали» этого лжетаксиста, усадившего пассажира на Партизанском проспекте в районе торгового дома «Беларусь» в автомобиль «БМВ-525» и подрядившегося за полученные деньги доставить его в нужное место.

— Признаете ли вы свою вину в инкриминируемом вам административном правонарушении? — спросил Вячеслава заместитель председателя Хозяйственного суда г. Минска Сергей Кулаковский, который выступал в этом процессе в качестве судьи.

Вячеслав вину признавал. Как можно ее отрицать, если изобличен с поличным. Тем более что заместитель начальника юридического отдела инспекции МНС Республики Беларусь по Заводскому району г. Минска Елена Коваленко, выступая в судебном заседании в качестве представителя органа, начавшего административный процесс, привела железные доказательства. Они, кстати, не ограничились составлением протокола о незаконной услуге от 5 марта 2013 года. Вячеслав К., подчеркнула в своем выступлении Е. Коваленко, незаконно оформил свой автомобиль всеми атрибутами легального такси, обычно ждал клиентов в Минске на Партизанском проспекте возле торгового дома «Беларусь», на Привокзальной площади и в других местах большого скопления людей. Предпринятые в отношении его предыдущие меры воздействия результатов не дали. Должных выводов для себя Вячеслав не сделал: продолжил, таксуя, извлекать незаконные доходы. Более того, принятые судом решения им не исполнены, вынесенные штрафы не уплачены. Учитывая все эти факторы, представитель налоговой инспекции просила суд в целях пресечения аналогичных нарушений назначить нелегальному извозчику не только очередной штраф, но и дополнительную меру в виде конфискации автомобиля «БМВ-525» стоимостью согласно документам порядка 2,5 тысячи долларов, который он неоднократно использовал для извлечения незаконного дохода.

Для правонарушителя дело приобретало нешуточный оборот. Ему грозило, по сути, двойное наказание, а потому он предпринял немало усилий, чтобы разжалобить суд. Какие только аргументы при этом не приводил! Развелся с женой, выплачивает алименты. Женщина, с которой сейчас живет в гражданском браке, взяла на себя кредит на покупку автомобиля. Но знакомый, которому дали попользоваться иномаркой, сел за руль пьяным, в результате разбил машину, которая не была застрахована, оказался за решеткой. Вячеслав, по его словам, на автомобиле «хонда» работал легально, на условиях аренды осуществлял перевозку пассажиров, но у нее заклинило двигатель, в результате пришлось отказаться от такой формы работы.

Ко всем этим неприятностям прибавились проблемы с матерью, у которой ранее умер муж, а Вячеслав является единственным ребенком. Ей сделали операцию на глаза, которая потребовала выплаты 5 миллионов рублей, сейчас предстоит еще и операция на сердце. Оказавшись в такой сложной ситуации, сетовал правонарушитель, он и вынужден был зарабатывать деньги нелегально.

— Да, — подтвердил правонарушитель, отвечая на вопрос судьи, — я давал себе отчет, что это может закончиться для меня плачевно, но иного выхода не видел. Не пойду же я убивать или воровать.

В ходе судебного заседания было установлено, что с 2008 года Вячеслав не имеет никаких договорных отношений. То есть все это время он работал нелегально либо получал зарплату в конверте. А еще выяснилось, что на нем числится автомобиль «рено». Его «левак», видимо, опасался использовать для нелегального извоза, понимая, что шутит с огнем. Использовал менее дорогостоящий «БМВ-525», который еще год назад принадлежал молодой минчанке. Состоялась купля-продажа иномарки, бывшая владелица ее получила причитающиеся деньги. Но необходимые документы так и не были оформлены. Не потому ли выжидал и хитрил новый владелец машины, понимая, что он ездит на «БМВ-525» под угрозой весьма возможной конфискации? Но эти упреждающие действия не помогли. Сделка купли-продажи при таких обстоятельствах считается незаключенной. В результате автомобиль, с помощью которого осуществлялся нелегальный извоз, решением суда все же конфискован. Плюс к этому Вячеславу придется выплатить штраф в размере 7 миллионов рублей. Суд учел бедственное состояние матери правонарушителя, некоторые другие смягчающие вину обстоятельства и снизил штраф на три миллиона рублей.

После контрольной закупки

Приведу еще один свежий пример из судебной практики.

На столичной улице Матусевича Галина Е. вела торговлю из кузова «фольксвагена» цитрусовыми и другими фруктами. Очередная покупка килограмма фруктов, произведенная двумя молодыми людьми, неожиданно оказалась контрольной закупкой. Так как незадачливая коммерсантка до этого уже официально предупреждалась о недопустимости такой торговли, то на этот раз последствия непослушания для нее оказались плачевными. Вместо ожидаемого дохода пришлось нести сплошные потери — почти на 5,5 млн. рублей: сотрудники инспекции МНС Республики Беларусь по Фрунзенскому району г. Минска изъяли выручку, а также арестовали закупленные Галиной для продажи почти 200 кг яблок, 350 кг мандаринов, 100 кг апельсинов и, конечно, весы. На пять базовых величин оштрафовал ее 15 марта с. г. и Хозяйственный суд г. Минска.

У автомобиля «Фольксваген» ЛТ-40» 1993 года выпуска и оценочной стоимостью 22 млн. рублей оказалась своя история прегрешений. Год назад его использовали для организации нелегальной торговли теми же фруктами и овощами на улице Лобанка. Тогда хозяйственный суд учел смягчающие обстоятельства и оставил машину владельцу. На сей же раз заместитель председателя Хозяйственного суда города Минска Сергей Кулаковский это транспортное средство, неоднократно использовавшееся для получения незаконного дохода, конфисковал в пользу государства.

Эта борьба легкой не будет!

В последнее время не только налоговики, но и сотрудники Транспортной инспекции, ГАИ усилили внимание к неприглядной ситуации, сложившейся в сфере нелегального извоза. Оперативный сотрудник инспекции МНС Республики Беларусь по г. Минску Александр Гребенёк, когда беседовали с ним, привел такие весьма показательные цифры. В этом году сотрудниками налоговых инспекций города были осуществлены 33 контрольные закупки при проверке тех водителей, на которых пало подозрение в том, что они занимаются нелегальным извозом. Во всех этих случаях тревога не была ложной. 15 водителей получили предупреждения об административной ответственности за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации по части 1-1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь. А в отношении остальных 18 лжетаксистов, совершивших повторно административные правонарушения такого рода, были составлены протоколы о нарушении закона. У них были арестованы автомобили, на которых они вели свой черный бизнес, судьбу их затем решал хозяйственный суд.

После принятия Директивы Президента № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в нашей стране прокладывается курс на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности в сфере автомобильных перевозок, развитие добросовестной конкуренции. При этом уполномоченные на то органы особое внимание сосредоточили на обеспечении законности в сфере автомобильных перевозок. С конца 2010 года, после ужесточения санкций в отношении незаконной предпринимательской деятельности, существенная работа, направленная на искоренение фактов нелегального извоза, проводится хозяйственными судами. Среди других в этом плане выделяется Хозяйственный суд г. Минска, что, в общем-то, понятно: в столице нашей страны и людей проживает больше, чем в других городах Беларуси, и гостей немало приезжает-уезжает. Многие из них могут позволить себе такую недешевую по нынешним временам услугу, как поездка в такси. Этим до сих пор умудряются пользоваться предприимчивые граждане, «косящие» под легальных таксистов, а на самом деле таковыми не являющиеся. Они, как правило, используют для извоза не самые дорогие автомобили, которые камуфлируют под такси, создают видимость расчетов с пассажирами посредством счетчика, полагающегося при оказании услуг такого рода.

Вот мнение одного лжетаксиста:

— На легальное положение перейду только при ужесточении правил, когда это станет невыгодно. Да, вроде проще оформиться ИП и стоять на той же стоянке, но уже в обклеенной машине, получив право ставить свои тарифы. Пока не делаю этого из-за налога (около 1 миллиона рублей в месяц), как и прочие нелегалы, составляющие, как считаю, 40 % всех таксистов.

Получается, что далеко не все нелегальные извозчики, промышляющие под черным флагом, даже уличенные в этом, готовы выбросить белый флаг? А это значит, что и компетентным органам, ведущим борьбу с черным бизнесом такого рода, и хозяйственным судам, рассматривающим административные дела лжетаксистов, в ближайшее время придется проделать немалый объем работы, чтобы кардинальным образом переломить негативную ситуацию, связанную с нелегальным извозом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter