Каким знали народного артиста Беларуси и СССР Ростислава Янковского его близкие и коллеги

У него было два дома: семья и театр

БЛЕСТЯЩИЙ актер современности, профессионал, каких еще поискать,  продемонстрировавший недюжинную преданность сценическим подмосткам. 59 лет — именно столько народный артист Беларуси и СССР Ростислав ЯНКОВСКИЙ отдал Национальному академическому драматическому театру имени М. Горького. Он ушел из жизни прошлым летом,  в возрасте 86 лет, сыграв десятки ролей в кино и театре. За выдающееся воплощение образов классической зарубежной и современной отечественной драматургии на Государственную премию Ростислав Янковский номинирован посмертно.


О сцене Ростислав Иванович мог говорить сутками, проникновенно, захватывающе. Кажется, он впитал ее запах еще в детстве, в далеких 30-х годах прошлого столетия, в Одессе, где рос. Был домашним ребенком, рос под опекой бабушки, обожал местный «Кукольный театр тети Кати» и случалось, не раз выступал дома на импровизированной сцене, повторяя в точности то, что там видел.

Хотя кто знает, судьба могла направить Ростислава Янковского совсем по иному пути: профессионально занимался боксом, был перспективным спортсменом. Но его звезде суждено было взойти на театральных подмостках.

В 1951 году окончил студию при Ленинабадском драматическом театре (Таджикистан), а через шесть лет переехал с семьей в Минск. Вот так с 1957-го Янковские обосновались в Беларуси. Первые три с половиной года, когда будущий мэтр кино и театра устроился диспетчером автобазы, жить было негде, поэтому Ростислав Иванович вместе с женой Ниной Давидовной и маленьким сыном Игорем ютились в театральной гримерке.

О трудностях в разные периоды жизни актер предпочитал не вспоминать, однако всегда замечал: «Мое главное желание на все времена — чтобы семья была живая и здоровая. Чтобы дети и внуки вышли в люди, чтобы их уважали. Чтобы со мной была любимая жена. Чтоб невестки были добрые. И новые роли обязательно. Все просто... У меня два дома: моя семья и мой театр».

«Вечность на двоих».

В многочисленных интервью о своей семье Ростислав Иванович рассказывал немного. Однако при любой возможности благодарил Бога (был человеком верующим) за то, что Нина Давидовна всегда рядом, всегда поддерживала. Душа в душу, вместе – шестьдесят шесть с половиной лет. 

Вдова Ростислава Янковского Нина Давидовна нам рассказала:

— Мы прожили долгую совместную счастливую жизнь, в согласии, в благодарности друг к другу. Эта жизнь была для меня настоящей наградой. Ростислав Иванович всегда говорил, что у него два дома, однако на первое место все же ставил театр. Сцена была для него любимым делом. Причем всегда, когда он возвращался из театра, я могла понимать, как там обстоят дела. Если был в приподнятом настроении, значит, выступлением доволен... Спасибо вам, что вы его помните!

«Три сестры».

Янковские вырастили двоих сыновей. Старший, Игорь, живет теперь в Москве, а вот младший, Владимир, — в Минске. Удалось связаться и с ним. Об отце как о главе семейства у него остались только самые теплые, светлые воспоминания:

— Отец на протяжении всей своей жизни преподавал нам очень важный урок: каково это — быть настоящим мастером, уметь посвятить себя любимому делу, быть профессионалом с большой буквы. Весь его путь в этом... А еще он был очень щедрым человеком. Всегда помогал людям. Бывало, выбивал для коллег звания, квартиры, высокие зарплаты... Нас, детей, не особенно баловал, однако моего сына Ивана (ему сейчас 10 лет) считал своим любимчиком: Ваня буквально рос на глазах у отца. Мы часто приезжали к родителям, особенно в последнее время, когда отца стало сильно подводить здоровье. У него были больные ноги...

«Горе от ума».

Каждый образ, который создавал в своих работах выдающийся актер, неповторим. Искусством он не просто жил, а дышал. Его последняя роль — Барк Купер в спектакле «Вечность на двоих». Это история о конфликте отцов и детей, где есть место философским размышлениям о жизни, тонкому юмору, грусти, редкой радости. После премьеры Ростислав Иванович сказал, что пьеса «где-то про меня». Наверное, так мог сказать практически обо всех своих работах. Потому что невозможно сотворить образ, создать роль, не проникшись ими, не пропустив через свою душу и сердце.

КАКИМ Ростислава Янковского запомнили коллеги? Художественный руководитель Национального академического драматического театра им. М. Горького Сергей Ковальчик:

— Столкнулись с Ростиславом Ивановичем в двух постановках. Это «Пане Коханку» (2010 год) и «Горе от ума», где он играл Фамусова (2011 год). Что сказать — это был актер высшего пилотажа. Как для режиссера работа с ним для меня была не просто удовольствием, она оставляла незабываемые ощущения.

«Пане Коханку».

Любое режиссерское пожелание, говорит Сергей Ковальчик, Ростислав Янковский выполнял идеально, ровно так, как задумывалось. По его мнению, это «порода актеров, которые умеют слушать и слышать режиссера». И вспоминает случай, когда во время репетиции «Пане Коханку» в одной из сцен объяснял свои пожелания, задачи. А актер лишь улыбался в ответ. Спрашиваю: «Что-то не так, Ростислав Иванович?» А он говорит: «Я понял, Сереженька, давай попробуем».  Думаю: не может быть, чтоб он сделал так, как я хочу?  В результате Ростислав Иванович с такой ювелирной точностью выполнил все, что даже не к чему было придраться.

Незадолго до того, как актеру представили проект «Пане Коханку», у него умер брат Олег. Ростислав Иванович глубоко переживал трагедию. Поэтому коллеги волновались, как мэтр воспримет новую роль? Но переживали напрасно – напротив, с этого момента в нем проявился боевой дух.

Народная артистка Беларуси Белла Масумян знала Янковского еще с начала 60-х годов прошлого века. Десятки сыгранных вместе ролей. Первые параллельные работы — в «Поднятой целине» и «Под одним небом». Последняя — «Вечность на двоих» — буквально за несколько месяцев до его ухода...

— Не помню, чтобы хоть к какой-нибудь роли он относился небрежно, — вспоминает Белла Амовна. — Всегда, образно говоря, это был вопрос жизни и смерти. Звучит горько — посмертное присуждение премии. Но подумала, что для Ниночки, Володи, Игоря это означает, что о Ростиславе помнят (мы дружили семьями). Сам он радовался всем наградам.  А  в работе мне с ним было комфортно, но не потому, что все было гладко, а потому, что слышали друг друга и понимали.

Каким партнером он был на сцене? Белла Амовна говорит, что всегда работали дружно. Шутка ли, только в спектакле «На качелях» вместе сыграть почти 400 раз! Ведь один и тот же спектакль — всякие могли быть варианты. Но их не было. Разногласия если и возникали, то только творческие. И по отношению к другим Ростислав Иванович всегда отличался заботливостью, мог в трудную минуту выручить, поддержать, подсказать.

uskova@sb.by

korenevskaja@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter