У неба на часах. Вспоминая 95-ю авиадивизию

17 августа 1949 года, ровно 70 лет тому назад, накануне Дня воздушного флота СССР, который многие поколения советских авиаторов праздновали и празднуют именно 18 августа, наш легендарный земляк будущий маршал авиации Герой Советского Союза, единственный из белорусов награжденный 7 (!) орденами Красного Знамени, Иван Иванович Пстыго сформировал в поселке Сокол на Сахалине 95-ю авиационную дивизию. После закалки суровым небом Чукотки ее перебросили в Белоруссию, где она многие годы стояла на страже нашего неба, по праву являясь лучшей истребительной авиадивизией в ВВС СССР.

На учении «Двина» летчики 968-го иап 95-й иад готовятся к вылету на МиГ-21ПФ. 1970 г.

Маршал авиации Иван Пстыго. 
В 1988 году 95-я истребительная авиадивизия, которой тогда командовал генерал-майор Владимир Антонец, заблаговременно, как это и было принято в толковых авиачастях, начала готовиться к своему предстоящему сорокалетию. В первую очередь решили установить более тесный контакт с ее первым командиром маршалом Пстыго и послать к нему гонца с письмом и подарком от личного состава дивизии. К тому времени он уже был в отставке, но в качестве инспектора-советника продолжал работать в группе генеральных инспекторов министерства обороны СССР. Ее хотя и называли в войсках «райской», но ангелочков-маршалов откровенно побаивались. Иван Иванович слыл весьма строгим и порой чрезмерно крутым, не скупящимся на крепкое словцо военачальником. Под настроение мог легко «порубать шашкой» кого угодно, невзирая на ранги и заслуги. Об этом помнили, и желающих быть тем самым гонцом к маршалу среди офицеров управления дивизии, которое размещалось в здании бывшего монастыря в Щучине, не оказалось. Все вызванные на ковер в знаменитую «келью» генерала Антонца находили тысячу причин, чтобы уклониться от этого почетного задания. Тогда поступили так, как это зачастую и делается в армии, – решили послать самого молодого офицера. Им в монастыре оказался я.

Долго и цветасто писали письмо. В 213-й дивизионной подвижной авиаремонтной мастерской (кстати, единственной части, которая сохранилась из первоначального состава дивизии) знаменитый на все ВВС мастер Владимир Редько изготовил подарок — настольную копию истребителя МиГ-29 на подставке. Комдив напутствовал кратко: «Не боись, если придется на «губе» посидеть и метелкой Красную площадь помести, то я тебя наказывать не буду». Получив от этих слов невероятный заряд бодрости, на поезде Гродно — Москва я отправился в путь. В четверг 28 апреля с тревогой в сердце я подошел к величественному зданию, где располагалась «райская» группа. Вдруг вспомнил, что подарок маршалу не подписан! На первом этаже универмага «Детский мир» нашел граверную мастерскую и, памятуя, что истинное наименование дивизии секретно, попросил начертать следующее: «Маршалу авиации Пстыго И.И. от авиаторов Щучинского авиасоединения (войсковая часть 10202)». Дежурный по группе генеральных инспекторов, с которым я связался по телефону, соединил меня с адъютантом-референтом маршала в чине полковника. Выслушав мой сбивчивый рассказ о цели визита, он выразил искреннее удивление, что для этого в дивизии не нашлось хотя бы полковника. Как оказалось, по четвергам генеральные инспекторы не работали, поэтому встречу с Пстыго он мне назначил на завтра. Помню, что в списке посетителей передо мной был генерал-лейтенант, а после меня – генерал-майор. Вопреки ожиданиям, все обошлось без гауптвахты и метелки. Иван Иванович оказался не таким строгим и неприступным, как я думал. Кроме того, первая встреча оказалась не последней. Потом были многие годы общения, подарившие мне массу новых знаний об авиации, людях и авиатехнике, на которой довелось летать нашему знаменитому земляку. А рассказчиком Пстыго был великолепным. Историю своей 95-й дивизии знал досконально и открыто гордился ей.

Управление 95-й сад, В центре, с бородой, полковник Пстыго, 1951 г. Марково.

В конце 1947 года гвардии подполковник Пстыго с отличием окончил Липецкие высшие летно-тактические курсы командиров частей, что давало ему право выбора места дальнейшей службы. Но вмешался еще один наш легендарный земляк Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Степан Красовский, который был назначен на должность формируемых ВВС Дальнего Востока. Подбирая кадры для своих двух воздушных армий, Красовский прихватил с собой и Пстыго, которого хорошо знал и ценил еще в годы войны. В январе 1948 года двадцатидевятилетний Иван Пстыго прибыл на остров Сахалин, где в поселке Гастелло (Найро), расположившемся на берегу залива Терпения, вступил в должность заместителя командира 96-й Амурской штурмовой авиадивизии. Так он оказался в краях, где, как шутили авиаторы, «тысяча километров не расстояние, а литр спирта не выпивка». Первой задачей, с которой Пстыго успешно справился, было переучивание трех полков дивизии с устаревших штурмовиков Ил-2 на Ил-10. Освоение этих самолетов проводилось в Комсомольске-на-Амуре. Без происшествий, что для тех краев было в диковинку, организовал Иван Иванович перелет почти сотни Ил-10 на Сахалин. Это не осталось не замеченным начальством. Ему же поручили и перегон сорока Ил-10 в Северную Корею.

В то время отношения СССР и США ухудшались год от года. Сталин, желая, чтобы, в случае чего, у него было чем пошевелить в ноздре у бывшего союзника, решил создать на Дальнем Востоке мощную группировку. Ближе всего к «друзьям» оказалась Чукотка: до Аляски рукой подать! Климатические условия там были просто дикие, но это не остановило вождя. В июле 1948 года на Чукотке развернули 14-ю общевойсковую армию, которую возглавил Герой Советского Союза генерал-лейтенант Николай Олешев. В Белоруссии он был хорошо известен. Его 113-й стрелковый корпус освобождал от фашистов Минск, 3 июля 1944 года Олешев стал его первым комендантом. Рядом со столицей Чукотского автономного округа городом Анадырем начали с остервенением долбить вечную мерзлоту — строить хранилище для бомб и боеприпасов.

На Чукотке никогда постоянно не базировалась авиация. Первые аэродромы появились здесь в 1942 году, когда началась перегонка через эти края американских военных самолетов, поставляемых в СССР по ленд-лизу. Специальной перегоночной авиадивизией командовал еще один наш знаменитый земляк, уроженец Бреста, один из первых Героев Советского Союза Илья Мазурук. Вот на этих временных аэродромах Мазурука с взлетно-посадочными полосами из сборных американских металлических плит и решили разместить военную авиацию. В июне 1949 года эту задачу генерал Красовский поставил Ивану Пстыго.

Истребитель Ла-11 в полете.

На аэродроме у поселка Сокол (Отняй) на Южном Сахалине Иван Иванович начал формировать 95-ю смешанную авиадивизию, в которую вошли лучшие части 29-й воздушной армии: 911-й истребительный авиаполк на новейших на тот момент истребителях дальнего сопровождения Ла-11 и 214-й гвардейский Красносельский военно-транспортный авиаполк на надежных Ли-2 и С-47 «Дуглас».

Командир 911-го иап Герой
Советского Союза Валентин Фигичев.
Ла-11 был последним поршневым истребителем советской авиации, разработанным и принятым на вооружение в 1947 году по личному указанию Сталина. Уже настал век реактивной авиации, но был крайне необходим истребитель, который мог прикрыть дальние бомбардировщики Ту-4 (копия американского Б-29) во время их отчаянного броска на Америку. Запас топлива позволял Ла-11 продержаться в небе до 7 часов, преодолев расстояние в 3 тысячи километров! Истребитель имел мощное вооружение, современное радионавигационное оборудование и, что очень важно при полетах в этих широтах, – три системы для борьбы с обледенением: тепловую, электрическую и жидкостную. Последняя особенно нравилась авиаторам — в ней находилось 16 литров спиртоводной смеси (50-градусной крепости!). Этот истребитель, о существовании которого знали очень немногие, летчики 911-го полка начали осваивать одними из первых в ВВС. Полком командовал друг и соратник великого Покрышкина Герой Советского Союза подполковник Валентин Фигичев. 214-м гвардейским транспортным (в годы войны это был 29-й гвардейский бомбардировочный полк дальнего действия) руководил Герой Советского Союза подполковник Михаил Костенко.  

В 2013 году мне посчастливилось познакомиться с лучшим штурманом 214-го полка, с которым на Ли-2 на самые сложные задания летал комдив Пстыго, уроженцем Самохваловичей, что под Минском, Антоном Константиновичем Пузаном. По его воспоминаниям, в обоих полках было много опытных летчиков-фронтовиков, орденоносцев. Первую эскадрилью в его полку возглавлял бывший летчик-штурмовик Герой Советского Союза Владимир Анисов. У истребителей огромным авторитетом пользовался командир эскадрильи Герой Советского Союза Евгений Мартынов. Непревзойденным мастером воздушного боя считался инспектор-летчик по технике пилотирования управления дивизии, успевший освоить и реактивный истребитель Як-15, Герой Советского Союза Сергей Елизаров.


С нуля, то есть впервые, при управлении 95-й смешанной авиадивизией была сформирована только одна часть — это 213-е подвижные авиационные ремонтные мастерские (ПАРМ), которые 4 июля 1949 года возглавил капитан инженерно-технической службы Владимир Яшкин. 17 августа гвардии подполковник Иван Пстыго прибыл в Южно-Сахалинск, где размещался штаб 29-й воздушной армии, и доложил ее командующему генерал-лейтенанту Кондратюку о завершении формирования 95-й смешанной авиадивизии. Новым местом дислокации штаба дивизии и 213-х ПАРМ был назван поселок Марково (Уйвын) на Чукотке. 214-му полку предстояло перебазироваться в соседний Танюрер. Еще более дальний путь в 3.450 километров (!) на аэродром Уэлькаль в заливе Креста предстоял 911-му полку. Часть личного состава и имущества отправили из порта Корсаков морем. Воздушный эшелон, который на «Дугласе» возглавил лично Пстыго, поднялся в небо, пересек Татарский пролив и взял курс на Николаевск-на-Амуре. До него было 700 километров. Истребители летели группами, поэскадрильно. Перелет каждой из них обеспечивали транспортные самолеты Ли-2. Следующий отрезок пути — из Николаевска в Охотск — был одним из самых трудных: 700 километров над бушующим Охотским морем! Не легче оказалось лететь и над сушей – бедной ориентирами безлюдной местностью: Охотск-Сеймчан (600 километров) и Сеймчан-Марково (900 километров). Из Марково две эскадрильи 214-го полка перелетели в Танюрер (170 километров от Марково), еще одна села на аэродром «Угольные копи» у Анадыря (180 километров от Танюрера на восток). 911-й полка забрался еще на 200 километров восточнее Анадыря и приземлился в Уэлькале. Вся эта грандиозная и очень сложная даже сегодня, на современных самолетах с использованием спутниковой навигации, операция заняла всего пять дней. Причем без происшествий и потерь в людях и технике. О таком результате не мечтали даже самые завзятые оптимисты. А что значит летать в этих местах, красноречиво показала недавняя трагическая гибель российских летчиков, пилотировавших новейшие Су-34, при их катапультировании в воды Татарского пролива.

В то, что Пстыго столь успешно справится с этой задачей, не верило и вышестоящее начальство, поэтому во всех документах он значился как исполняющий обязанности командира дивизии, чтобы легче в случае чего было снять его с этой должности. Лишь 5 ноября 1949 года, после того как стало ясно, что к зиме части 95-й сад подготовились и ее переживут, Ивана Ивановича утвердили командиром дивизии и присвоили звание полковника. Уже в сентябре на Чукотке выпал первый снег, затем началась пурга, задули сильные ветры, а температура стала стремительно понижаться, достигнув минус 50 градусов! К тому же очень скоро навалилась темнота – 22 часа в сутки! Летать в том году истребителям Пстыго не пришлось. Главное средство передвижения — собачьи упряжки. А по весне – половодье с подъемом воды до 5 метров. Донимали комары, гнус. Летом температура достигала плюс 30 градусов. И ночи нет. Начали интенсивно летать, набирая за сутки рекордные для истребителей более 400 часов налета. Успевали даже в футбол играть, разыгрывая кубок дивизии. Что удивительно, лучшая команда была в 213-е ПАРМ.

Самый восточный футбольный стадион СССР. Играют команды 213 ПАРМ и 214 гв.втап, гарнизон Танюрер, 1952 год.

Беспокойное хозяйство Ивана Пстыго включало в себя 14 аэродромов, разбросанных по всей Чукотке. Самые восточные были у поселка Уэлена, на берегу залива Лаврентия у села Лаврентия, на мысе Чаплина у поселка Уназик, в бухте Провидения, рядом с селом Урелики. Постепенно осваивая эти края, Пстыго вскоре почувствовал себя настоящим хозяином Чукотки. Признали его своим и чукчи с эскимосами.

Американцы с острова Святого Лаврентия стали наведываться на двухмоторных истребителях Р-38 «Лайтнинг» в зону ответственности 95-й сад. В ответ Пстыго организовал боевое дежурство на ближайших аэродромах. Вскоре летчики 911-го иап вступили в первый в истории дивизии воздушный бой. Американский истребитель был подбит и, волоча за собой хвост черного дыма, ушел в сторону своего аэродрома. Получил пробоины от американских пулеметов и наш Ла-11. Не только вести бой, а просто летать в этих краях было смертельно опасно. В случае вынужденной посадки или покидания самолета с парашютом никаких шансов на спасение не было. Что на море, что на суше… Штурман самолета Ли-2 Антон Пузан рассказывал мне, что однажды участвовал в безнадежных поисках летчика с упавшего в море Ла-11. Через две недели только нашли прибитые волнами к берегу планшет с картой и почему-то застегнутую кожаную куртку летчика. Все…

Экипаж Ли-2, в котором штурманом летал Антон Пузан.

Много было аварий и катастроф из-за быстро меняющейся метеообстановки. Метеопрогнозы ввиду отсутствия достоверной информации делались по принципу «авось проскочим». Очень часто аэродромы накрывало туманом — садись где хочешь. Несмотря на объективные обстоятельства, скидок на это не делали и за происшествия спрашивали очень жестко. Антон Пузан хорошо запомнил, как сняли с должности командира 911-го иап Валентина Фигичева. На базе полка в Уэлькале проходили учебные сборы авиатехников дивизии. По их окончании командир эскадрильи 214-го гв. втап капитан Нетудыхатка поднялся в небо на Ли-2 с техниками своего полка и полетел домой – в Танюрер. В сложных метеоусловиях самолет отклонился от маршрута на 60 километров на север и столкнулся с горой. Выжили только три человека. В этой катастрофе из-за ошибки в метеопрогнозе обвинили разрешившего этот полет Фигичева. А вскоре случилось ЧП и с Ла-11.

Вместо Фигичева командиром 911-го иап назначили с должности старшего инспектора-летчика по технике пилотирования 29-й воздушной армии опытнейшего пилота, окончившего авиашколу еще в 1939 году и имевшего за плечами военную академию, майора Александра Вагина. Пстыго был от него в восторге, присвоив ему звание подполковника. Как рассказывал Иван Иванович, именно Фигичев и Вагин сделали из него летчика-истребителя, по-настоящему научив его летать на Ла-11. До назначения командиром 95-й сад Пстыго был летчиком-штурмовиком и на истребителях никогда не летал.

Генерал-майор авиации Александр Вагин.

В марте 1952 года полковник Пстыго пошел на повышение — его назначили заместителем командира 53-го смешанного авиакорпуса, который базировался на Камчатке. Вместо него командиром дивизии стал известный летчик-ас Герой Советского Союза подполковник Григорий Онискевич. 8 октября 1952 года управление 95-й сад и 213-е ПАРМ перебазировали из Марково на аэродром «Угольные копи» у Анадыря. В марте следующего года умер Сталин, и абсурдная идея налетов на Америку через Чукотку отпала за ненадобностью. Расформировали и особую чукотскую 14-ю армию генерала Олешева.

Чем хороша военная служба – на ней не дают скучать. Согласно директиве Генерального штаба ВС СССР № 00113 от 11 ноября 1953 года 95-й сад предстояло покинуть Чукотку и перебазироваться с крайнего востока на крайний запад страны — на аэродром «Засимовичи», что рядом с Пружанами в Брестской области, и войти в состав 26-й воздушной армии Белорусского военного округа. Как шутили летчики, от Анадыря это целых семь монтировок по карте. Иван Иванович Пстыго рассказывал, что очень завидовал тогда своим однополчанам. Дивизию перебрасывали в родные места — рядом с Пружанами, в деревушках Хвалово и Криница, жили его предки.

Аэродром в Марково

На новое место дислокации прибыли только управление дивизии, 911-й полк без самолетов Ла-11 – они здесь были не нужны, и 213-е ПАРМ. Знаменитый на всю Чукотку 214-й гвардейский транспортный полк расформировали. В Белоруссии 95-ю дивизию из смешанной переформировали в истребительную. В ее состав включили прославленный 968-й Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиаполк, который базировался на аэродроме «Россь» у Волковыска. В годы войны это 402-й полк особого назначения, который по личному указанию Сталина сформировал наш легендарный земляк летчик-испытатель Петр Стефановский. По количеству сбитых немецких стервятников этот полк занимает второе место — на его счету 591 самолет, а с учетом уничтоженных на земле 219 за ним безусловное первенство! Летом 1954 года на аэродром «Россь» из Китая, после окончания войны в Корее, прибыл 940-й истребительный полк, который тоже вошел в состав 95-й истребительной дивизии. Летчики летали на истребителях МиГ-15 и МиГ-17. Передовой 968-й иап одним из первых освоил сверхзвуковые МиГ-19.

С приходом к руководству страной Никиты Хрущева вооруженные силы накрыла волна бесконечных реформ и сокращений. Последствия расхлебывали потом не один десяток лет. Особенно досталось военно-воздушным силам. Впавший в ракетоманию генсек громил их за ненадобностью с особым восторгом. В 26-й воздушной армии выжили только 2 авиадивизии из 9. 95-й истребительной повезло. В 1960 году, передав свои 911-й и 940-й полки в 1-ю гвардейскую истребительно-бомбардировочную дивизию, штаб которой размещался в Лиде, и оставив в своем составе 968-й иап, она приняла под крыло 927-й Кенигсбергский ордена Александра Невского истребительный авиаполк (аэродром «Осовцы» у Березы в Брестской области) и 979-й Волковысский Краснознаменный ордена Суворова истребительный авиаполк (аэродром «Щучин»). Остались в строю дивизии и легендарные 213-е ПАРМ. Дивизию возглавил, приняв руль от Героя Советского Союза генерал-майора Алексея Сергова, генерал-майор Вагин. Тот самый Вагин, бывший командир 911-го иап на Чукотке. Александр Григорьевич прибыл в Щучин из Молодечно с должности командира 330-й Островской истребительной авиадивизии, попавшей под меч хрущевского сокращения. Четыре года этому замечательному летчику довелось командовать 95-й иад. Затем была высокая должность заместителя командующего 26-й воздушной армией по боевой подготовке в Минске, служба в качестве военного советника в ВВС Египта и Сирии во время арабо-израильских войн.

Главком ВВС главный маршал авиации П.Кутахов (слева) любил бывать у летчиков 95-й иад

Период с 1960 по 1989 год стал для 95-й дивизии воистину триумфальным. Ее летчики первыми осваивали эпохальные в истории советских ВВС истребители МиГ-21, МиГ-23, Миг-29. Кстати, председателем государственных комиссий по испытаниям МиГ-21 и МиГ-23 был генерал Пстыго. На базе 95-й иад проходили обкатку все новинки, поступающие на вооружение ВВС. Не только авиатехника, но и средства связи и радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов, инженерно-техническое оборудование, автоспецтехника тыла. Особая страница в ее истории — это освоение первых в истории советских ВВС автоматизированных систем управления фронтовой авиацией «Воздух-1М» и «Эталон», которые разрабатывались в ОКБ-864 Минского электромеханического завода (НИИ средств автоматизации). На базе дивизии регулярно проводились учебные сборы, исследовательские учения и показательные занятия, на которые приглашались все командующие воздушными армиями, генералы из главкомата и главного штаба ВВС СССР. Трудно найти генерала или маршала авиации, который хотя бы раз не побывал в Щучине, в 95-й дивизии. Регулярно навещал дивизию, приводя всех в трепет, главком ВВС Герой Советского Союза главный маршал авиации Павел Кутахов. Именно здесь находились его любимые детища — истребители МиГ-23 и АСУ «Воздух».

МиГ-23МЛ. Аэродром в Щучине.

Заслуги авиаторов дивизии не оставались незамеченными. Все три полка были удостоены высшей награды министра обороны СССР – вымпела «За мужество и доблесть». А 927-й иап — случай для мирного времени небывалый — получил орден Красного Знамени! В 1981 году 979-й иап, которым командовал выдающийся летчик и профессионал с большой буквы полковник Валерий Жаворонков, потряс все ВВС страны тем, что в учебных боях на МиГ-23МЛ с лучшими асами специально созданной Кутаховым авиабазы в Марах вышел победителем и впервые получил оценку отлично! Там были такие летчики и такие условия, что и тройка считалась за счастье. А щучинские летчики взяли и надрали им хвосты.

Ни одно значимое учение тех лет не обходилось без участия летчиков 95-й иад. Как нет и ни одной страны, с которой Советский Союз имел какие-либо отношения, где не побывал бы со специальными заданиями летный и инженерно-технический состав дивизии. С июня 1983 по июль 1984 года две эскадрильи 927-го иап подполковника Петра Тарасевича на аэродромах «Баграм» и «Шиндант» выполняли интернациональный долг в Афганистане. 19 мая 1986 года с аэродрома в Щучине проводили в Афганистан 1-ю эскадрилью 979-го иап на МиГ-23МЛ, которую возглавил подполковник Анатолий Маливанов. Через год ее сменила 2-я АЭ полка под командованием Сергея Светлолобова. За время войны в Афганистане 95-я иад потеряла только одного летчика. 18 апреля 1988 года при заходе на посадку в Баграме погиб мой друг старший лейтенант Павел Кругляков. Его МиГ-23МЛД не дотянул до полосы совсем немного. Перед отлетом в Афганистан он подарил мне на память полученный в училище нагрудный знак летчика без класса — с голубым щитом без цифры. Словно что-то предчувствовал. Я его храню теперь как самую дорогую реликвию. В 1994 году довелось побывать в станице Львовской Краснодарского края, встретиться с его родителями, возложить цветы к памятнику из белого мрамора. Таким он и был, как этот мрамор, — чистым и светлым человеком.

Почетная грамота Верховного Совета БССР, которой была награждена 95-я иад (в/ч 10202).

95-я иад была настоящей кузницей командных, генеральских кадров для ВВС страны. Только по моим скромным подсчетам более тридцати человек стали крупными военачальниками, генералами. Маршал авиации Иван Иванович Пстыго занимал высокую должность заместителя главнокомандующего ВВС. Командовавшие дивизией Игорь Трофимов, Алексей Бирюков, Борис Никифоров, Анатолий Васильев получили погоны генерал-лейтенантов и возглавили воздушные армии. Комдив Иван Модяев вырос до генерал-полковника, заместителя начальника главного штаба ВВС. До этой же должности дослужился, став генерал-лейтенантом, бывший начальник штаба дивизии Николай Григорук. Начальник политотдела дивизии Владимир Кобяков стал генерал-майором, членом военного совета 26-й воздушной армии. Первым командующим ВВС Украины суждено было стать генерал-лейтенанту Валерию Васильеву. Его сменил на этом посту и получил звание генерал-полковника предпоследний комдив 95-й дивизии Владимир Антонец. Заместитель комдива Антонца Геннадий Торбов стал генерал-лейтенантом и возглавил воздушную армию. Начальник штаба дивизии Любомир Петрив тоже заслужил звание генерал-лейтенанта, будучи начальником штаба ВВС Украины. Последний командир дивизии полковник Виктор Минаков стал генерал-майором уже после расформирования дивизии, на должности командира 24-й смешанной авиадивизии ВВС Туркестанского военного округа.

Генерал-полковник ВВС Украины
Владимир Антонец командовал
95-й иад в 1985 — 1988 годах.
В 1988 году 95-я иад была на подъеме. 968-й и 927-й полки в совершенстве освоили новейшие истребители МиГ-29, продолжал славные традиции одного из лучших полков ВВС 979-й иап на МиГ-23МЛ. 22 февраля Президиум Верховного Совета БССР наградил дивизию (войсковую часть 10202) Почетной грамотой Верховного Совета. Тогда это была высшая награда республики, так как своих орденов она не имела. Для ее вручения 23 февраля на стоянке прилетающих Щучинского аэродрома были построены с выносом боевых знамен все части гарнизона. Кто тогда знал, что и эта награда, и этот парад — последние?

Крайним и весьма громким аккордом в славной истории дивизии стали грандиозные учения «Осень-88». Управление дивизии наземным эшелоном было перебазировано на аэродром «Озерное» под Житомиром. Сюда же прибыл и гордость дивизии 134-й отдельный батальон автоматизированного управления подполковника Анатолия Архиреева с кавалькадой машин АСУ «Эталон». Комдив генерал Антонец с огромным трудом отбивался от генералов и маршалов, которые хотели увидеть в действии АСУ руководившей истребителями МиГ-29 927-го иап подполковника Василия Лазаря.

А в декабре 1988 года среди ясного неба грянул гром. Горбачевское «новое мышление» и его пафосная речь в ООН с обещаниями в одностороннем порядке без всяких условий значительно сократить ударные наступательные силы… И лучшую истребительную дивизию ВВС – под нож! А ведь 95-я иад не была ни ударной, ни наступательной. Ее главной задачей была защита неба Белоруссии, западных границ СССР. Но кто об этом думал тогда?

Прохождение торжественным маршем частей 95-й истребительной дивизии на аэродроме в Щучине

В 1989 году, вместо того чтобы отмечать сорокалетие, 95-я истребительная дивизия сдала свое Боевое Знамя на специальный знаменный склад. Был расформирован в Щучине и 979-й полк. Его Миг-23МЛ были выпотрошены в 213-й ПАРМ и отправлены на расстрел на полигоне «Ружаны». Из первого, сахалинского, состава дивизии дольше всех продержались в строю именно 213-е авиамастерские. Они были расформированы в Лиде в 2005 году. Здесь же, в Лиде, в 1992 году закончил свое существование и 911-й полк. Но память о нем осталась. В Березе в честь авиаторов 927-го иап на постамент вознесен МиГ-21С, в свое время входивший в состав 911-го иап. В экспозиции авиамузея в Боровой сохранились МиГ-23УБ и МиГ-27К из этого же полка. В Лиде на музейной площадке местной авиабазы тоже стоят самолеты 911-го иап: УТИ-МиГ-15 и МиГ-17. Еще два МиГ-27К из этого полка продолжили свою жизнь в академии авиации и на постаменте в поселке Малое Уланово в Шкловском районе Могилевской области. Вот так наследил на белорусской земле знаменитый полк с далекой Чукотки.

Торжественная встреча 2-й АЭ 979 иап, прибывшей из Афганистана. 1988 г.

Когда в 1989 году авиадивизию расформировали, мне довелось служить в 1-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии в Лиде. Продолжилось и мое общение с маршалом Пстыго. В составе именно этой дивизии он громил немцев под Сталинградом. Два периода в своей удивительной биографии Иван Иванович считал наиболее важными: закалку небом Сталинграда и небом Чукотки. В составе 504-го штурмового полка (будущего 74-го гвардейского) 226-й штурмовой дивизии (будущей 1-й гвардейской) он стал настоящим боевым летчиком, а руководя 95-й авиадивизией — настоящим командиром. В 1998 году в связи с очередным юбилеем победного завершения Сталинградской битвы он прислал мне свои воспоминания о тех боях и свою самую любимую фотографию, на которой он в маршальской форме со всеми наградами. Ее сделал знаменитый фотограф главного управления кадров министерства обороны СССР Александр Степанов. Она и на памятнике маршалу на Троекуровском кладбище. Иван Иванович ушел из жизни 23 февраля 2009 года. Его дивизии исполнилось бы в том году ровно 60 лет.

Перед зданием 213 ПАРМ останки разобранных истребителей МиГ-23МЛД и Ил-28 из буксировочного звена. 1990 г.

Сегодня в Щучине о 95-й истребительной авиадивизии напоминает только вознесенный на пьедестал МиГ-19С из 979-го полка. Дивизии нет, но память о ней, сделавшей значительный вклад в славную истории советских ВВС, живет в сердцах многих тысяч авиаторов, стоявших под ее знаменами: генералов, офицеров, прапорщиков, солдат, служащих…

Фото из личного архива автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter