Собеседник «СОЮЗа» — политолог Кирилл Коктыш

У нас достаточный запас прочности

Что ждет человечество, когда с коронавирусом будет покончено? Мнения расходятся: оптимисты обещают скорое возвращение к прежней жизни, а скептики утверждают, что «как раньше» уже не будет никогда. Кто же прав? Об этом наш обозреватель беседует с известным политологом, доцентом МГИМО Кириллом Коктышем.

Кирилл Коктыш: Коронавирус не является причиной экономического кризиса.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

— Кирилл Евгеньевич, любопытно, как и где вы пережидаете карантин и самоизоляцию?

— Половина семьи в российской глубинке на Валдае, вторая — в Беларуси, находимся на постоянной связи. В режиме онлайн читаю лекции и провожу семинары со студентами, все занятия идут по расписанию. 

— Насколько легким будет возвращение в «суету городов»?

— Возвращаться придется. Как преподаватель вуза, традиционно выращивающий элиту, я прекрасно понимаю, что в противном случае произойдет жесткая социальная сегментация — на тех, кто сможет позволить себе традиционное образование, и на всех остальных. Ведь учебный процесс — это сотворчество преподавателя и студентов. Передача знаний — исключительно живая вещь, она требует мастера и ученика. В учебниках можно найти ответ на вопрос «что», а преподаватель дает ответ на вопрос «как». Это требует доверительных отношений, которые в режиме онлайн не выстроить. В силу этого есть риск появления водораздела между начитанностью и образованностью. В общем, при всех своих плюсах онлайн‑режим не замещает реальный. И возвращению в реальность все будут рады... 

— ...и жизнь вернется в привычное русло?

— Как посмотреть. Китай проживание в новой реальности существенно усилило и обогатило. Речь идет об опыте, который получили общество и государство, освоив в качестве дополнительного еще и интернет‑измерение. У нас, я думаю, есть шанс пройти этот путь столь же успешно. При этом остаются вопросы, на которые сейчас сложно дать ответы, главный из которых — «когда?» Для абитуриентов не ясна ситуация с ЕГЭ и вступительной кампанией в вузы; для студентов — с сессией; для выпускников — с защитами. К тому же надо помнить, что нас ждет длительная, скорее всего, экономическая депрессия, само воспроизводство глобальной экономики будет под вопросом.

— Наделал делов коронавирус...

— Коронавирус не является причиной экономического кризиса: мир и так стоял на его пороге, наступление его было делом времени. Пандемия ускорила приход кризиса, а в ряде случаев дала возможность все на него списать. Глобалистская капиталистическая экономическая модель себя исчерпала, а альтернатива ей будет либо неглобалисткая, либо некапиталистическая. Мир может расколоться на макрорегионы — скажем, условный БРИКС и условный Запад, либо вообще перейдет к конструкции, которая уже не будет базироваться на доминировании капитала.

— Что в этом плане ожидает российско‑белорусские отношения? Достаточно ли запаса прочности у нашего союза?

— Тут все зависит от уровня взаимного доверия. При его наличии проблемы решаются.

— Какие проблемы?

— Давайте смотреть. Базовые договоренности по острым вопросам достигнуты, но они пока краткосрочны. Например, по нефти договорились только на один месяц. Достаточно острой остается политическая риторика. И хотя понятно, что то, что происходит между Беларусью и Россией, вполне вписывается в парадигму торга, этот торг заметно затянулся. Дефицит доверия, в свою очередь, затормозил многие взаимно важные проекты. Поэтому очень важно, чтобы Минск и Москва смогли восстановить функциональный уровень доверия, поставив все на свои места. Да, так было уже не раз, и каждый раз выяснялось, что сфер жизнедеятельности, в которых Россия и Беларусь могут быть полезными друг другу, много. 

— Как люди по обеим сторонам российско‑белорусской границы воспринимают свалившуюся на мир напасть?

— Люди везде одинаковы. И в России, и в Беларуси надеются, что скоро все это закончится, но, увы, никто не может заглянуть в будущее.

— Как облегчить гражданам Союзного государства выход из кризиса с наименьшими потерями?

— Судя по официальной риторике, пока все усилия государств мира направлены на решение навалившихся проблем. Россия и Беларусь не исключение, на данном этапе они исходят из поиска баланса между здоровьем граждан и экономикой, порой по‑разному расставляя приоритеты. США пошли на рекордные вливания в экономику в размере шести триллионов долларов, это более чем четверть американского госдолга. Но даже это еще ничего не гарантирует. В России приоритетом стала защита здоровья населения и расчет на то, что резервы позволят переждать пандемию и перезапустить экономику. В Беларуси возобладал расчет на то, что коронавирус окажется проблемой не столь серьезной. Что существенно, на данном этапе мы не можем однозначно классифицировать ту либо иную стратегию как удачную или нет и пока обречены быть наблюдателями — картина станет понятной чуть позже.

Александр Бушев

bush@rg.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter