У музыкантов есть проблемы

Наверное, не все так хорошо в нашей музыке, как кажется со стороны...

Наверное, не все так хорошо в нашей музыке, как кажется со стороны. Иначе исполнители не вылезали бы из мировых чартов, их клипы круглосуточно крутили бы популярные специализированные каналы. Но сегодня мы хотели поговорить с артистами не по гамбургскому счету, а на уровне местном, для чего собрали на этой странице музыкантов самых разных жанров, попросив поделиться с нами профессиональными проблемами. А то и дать рецепт их решения. В чем–то они противоречили друг другу, некоторые утверждения показались и вовсе спорными.


Константин Драпезо, дуэт «Александра и Константин»: «В любой стране для достижения совершенства каждый исполнитель должен много работать над собой, обладать отменным вкусом и харизмой, а также, что немаловажно, солидным финансовым багажом. (Везение тоже не помешает.) Все отечественные артисты, которые делали сольные концерты на территории Беларуси, подтвердят, что без спонсорской поддержки они невозможны. Например, наш сольник стоил около 10 миллионов рублей. Сюда вошли оплата профессионального аккомпанирующего состава, звукорежиссера, арендная плата за звук и свет, транспортные расходы плюс продажа билетов и налоги. И это только чистые расходы, не включая гонорар. С продажи дисков у нас никто никогда не жил и, пожалуй, не будет жить — тому виной интернет. А запись одной песни при условии, что мы — авторы музыки, текста и аранжировщики, нам обходится около 4 миллионов рублей.


В 2006–м мы одними из первых здесь отсняли на видео свое акустическое выступление, которое показали по телевидению. Очень много сил и финансов ушло на его подготовку. Сейчас у каждого белорусского коллектива есть шанс без особых затрат выступить на телеканале СТВ в программе «Звездный ринг». Пресловутые 75 процентов тоже сыграли свою роль, но песен на белорусском языке в эфире FM–станций не так много, как хотелось бы. Объяснимо: российское информационное поле гораздо сильнее. Реклама на радиостанциях — на русском, песни на белорусском ротируют не все из них.


Нужны грамотные продюсеры и звукорежиссеры. Обучение за границей на звукорежиссера стоит гораздо больше, чем обучение музыке. То есть, чтобы получить хороший саунд при записи, помимо качественного оборудования, требуются профессионалы. В Беларуси я не знаю никого, кто окончил бы соответствующие заведения по специальностям «Звукорежиссер» и «Саундпродюсер». Звук делают те, кто, что называется, мастер от Бога, их можно пересчитать по пальцам одной руки. А псевдопродюсеров развелось столько, что ужас берет, особенно когда видишь и слышишь продукт их деятельности».


Влад Бубен, один из пионеров электронной музыки: «В нашей экспериментальной музыке действительно существуют проблемы. Во–первых, отсутствие профессионального промоушна и освещения произведений, созданных музыкантами, в СМИ. Попытки родить своих гламурных персонажей из местных филармонических исполнителей потерпели фиаско, так как воспринимать таких «звезд» всерьез может лишь не слишком требовательный человек. Их песни не имеют коммерческого успеха ни в Беларуси, ни за рубежом. А целый ряд белорусских электронщиков и людей, занимающихся экспериментальной музыкой, за последнее время создали и издали свои работы на заграничных лейблах, получив самую высокую оценку мировых средств массовой информации. Многие наши земляки успешно концертируют в различных странах, однако в Беларуси мало кто о том знает. Помимо того, при квоте на трансляцию отечественной музыки нас фактически невозможно найти в эфире радиостанций: пресловутый формат — никак и никем не определенный — не позволяет белорусам услышать эти композиции, а зарубежные станции используют их без всяких проблем.


Во–вторых, уменьшение количества клубов и отсутствие профессионально функционирующих арт–центров, в которых можно было бы представлять разные формы альтернативного искусства. Современная электронная и авангардная музыка является составной частью выставок, аудиовизуальных перформансов и спектаклей, а в стране сложилась парадоксальная ситуация, при которой лишь несколько фестивалей представляют подобный современный сплав искусств. Среди них выделяются InTouch и «Дах». Кстати, последний теперь на постоянной основе проводится в Берлине — из–за отсутствия площадей и поддержки на родине, поэтому, как ни странно, стало проще демонстрировать свое творчество за «бугром», нежели дома.


Среди моих предложений — создание или хотя бы возвращение на радио авторских проектов, квалифицированно освещавших такую музыку; формирование профессиональных центров современного искусства, привлечение для работы в них толковых организаторов».


Андрей Дементьев, группа Flat: «Лет 7 — 8 назад я часто слышал от молодых минских музыкантов: «Если бы были клубы, где можно было играть, мы бы всех разорвали в клочья!» Прошло какое–то время — клубов появилось тьма! И что я вижу? Всех их «причесывают» в основном те самые 10 или 15 групп (и это в масштабе двухмиллионного города!), которые в начале 2000–х там и играли. Остальные — по–прежнему «детский сад». У новых рокеров нет школы — все сами и сами, и даже опыт, который они вроде бы должны приобретать, не может заменить ее».


Андрей Славинский, группа VIP Jazz Project: «Основная проблема в том виде искусства, которым мы занимаемся, — отсутствие критериев: что хорошо, а что плохо, где профессиональный уровень, а где хуже, чем любительство. В наше время все перевернули с ног на голову. Сегодня мы смотрим ТВ — нам показывают якобы звезд, а задаешь им элементарный вопрос, в какой тональности вы записали свою песню, — они не могут ответить. Раньше таких не брали даже в «самоделку». Но есть и еще более вопиющие факты. Одна наша популярная личность рассказывала. По пути на «корпоратив» «звезда» обнаружила отсутствие фонограммы «минус» и, не пожелав возвращаться, заехала в музыкальный магазин, купила свой диск и выступила под абсолютный «плюс». А сумма за концерт — немалая. Кто за такое безобразие ответит? Понятно, что в стране есть много более актуальных задач, но как остановить фонограммный беспредел? Кто дал этим «артистам» право так «разводить» людей? Почему идет массированная пропаганда шоу–бизнеса, какое он имеет отношение к искусству? Никакого. Чистой воды заколачивание денег. А теперь попробуйте сюда вписать исполнение джаза вживую. И кому нужна сегодня певица с консерваторским образованием? На ней не заработаешь, она не будет петь под «плюс», понимая, что такое настоящее.


А своей задачей номер один я считаю сохранение джаза как вида искусства, аккумулирование вокруг себя талантливых исполнителей, создание условий для реализации их способностей, а самое главное — создание объединения профессиональных артистов и компании, которая бы представляла интересы достойных музыкантов (пусть и без консерватории, но чтобы по сути они были Музыкантами), своего рода профсоюза. То, что он нужен, я понял, когда задумывал свой проект».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter