У меня обида на твое либидо...

Почему исследователи интересуются скабрезными частушками "У нас секса нет!" - легендарное нелепое заявление женщины во время памятного телемоста с Америкой характеризует не только советскую эпоху.
Почему исследователи интересуются скабрезными частушками

"У нас секса нет!" - легендарное нелепое заявление женщины во время памятного телемоста с Америкой характеризует не только советскую эпоху. Как выяснилось, секса у нас "не было" и значительно раньше. Теперь я вам могу заявить это как человек, который на протяжении долгого времени пытался собрать хоть какие-то исторические сведения о культуре (или отсутствии таковой) сексуального воспитания у наших предков. Увы. Вопрос этот, за исключением нескольких полулитературных, полунаучных брошюр, никогда всерьез не изучался.

Только из устного народного творчества явствует, что детей нашим предкам все же не аисты приносили. В первую очередь насущные народные чаяния отражены в частушках. Эти нехитрые, но меткие стишки - белорусская "Камасутра" и "Дао любви" в одном флаконе.

- Частушки - это способ "выпустить пар", некая сублимация нереализованного. Во многом белорусские частушки - подтверждение темпераментного начала у предков, - считает главный сексолог Минздрава Дмитрий Капустин.

В Минске есть немало собирателей скабрезных частушек. В коллекциях - по нескольку тысяч неповторяющихся четверостиший. Пожилой и почтенный Иван Михайлович может часами о них рассказывать. Он совершенно не смущается, цитируя не совсем, мягко говоря, приличные стишки. Напротив, воодушевленно так декламирует, как не каждый Пушкина прочтет. Собирать частушки Иван Михайлович начал еще в 70-х, когда подобное хобби было почти диссидентством. Он уверен, что если подробно проанализировать этот сегмент народного творчества, может получиться весьма обстоятельный учебник по сексологии, и даже шутит, что когда-нибудь на основе своей коллекции напишет диссертацию. Правда, пока не решил, какую - медицинскую или филологическую...

Впрочем, жизнь на территории современной Беларуси в старину строилась по тем же законам, что и во всей Европе. Еще в позапрошлом веке во время этнографической экспедиции по западным землям русский этнограф Адам Киркор отмечал, что публичные дома "можно увидеть в крупных селениях". Как правило, располагались они при корчмах. Что самое удивительное - к "срамным девкам" относились весьма терпимо, они не вызывали всеобщего порицания. Большое количество странников всегда предполагало и наличие определенного "сервиса". Еще в "Баркулабовской летописи" есть определение - "жонки охочие". Сие значит не что иное, как жрицы любви. А в Слуцке, кстати, до сих пор живет легенда о том, что крепостную стену вокруг города укрепляли на пожертвования местных проституток.

В исторической ретроспективе стыдливость - приобретение последних столетий. Прежде все было проще, безыскусней и... романтичней. Сексуальные отношения наши предки все же наделяли своеобразной поэтикой. Немало языческих божеств покровительствовало влюбленным. Любовь подразумевалась отнюдь не платоническая. В первоначальном смысле и языческое Купалье - праздник любви. В дохристианские времена внебрачный секс вообще зазорным не считался. И все купальские игры - всего лишь тесты для потенциальных партнеров. С целью выбора наиболее крепкого и красивого.

- Чего вы морщитесь? - вопрошает меня главный сексолог, - главное ведь тогда было - продолжение рода. Здоровое потомство. Люди строили систему жизненных координат, называя вещи своими именами.

Во многих белорусских деревнях до сих пор можно услышать шуточки про "падвячорак". "Падвячорак" - прежде повсеместное явление, когда молодые хлопцы и девки до глубокой ночи резвились в каком-либо гумне, на сеновале. Это была как бы репетиция ночи. Первой брачной ночи.

Появление монорелигии сильно повлияло на сексуальные отношения наших предков. Многие прежде простые и понятные вещи стали порицаться.

...Убеленный сединами Владимир Познер, который вел телемост, на котором прозвучала знаменитая фраза "у нас секса нет", недавно публично посыпал голову пеплом и покаялся. Женщине, сказавшей это, просто испортили жизнь. Фраза-то, оказывается, должна была иметь продолжение. Женщина собиралась сказать: "У нас секса нет в том виде, в каком вы его себе представляете". Ее оборвали аплодисментами, после журналисты стали дискутировать и не дали человеку договорить. Думаю, и в эротической народной истории есть немало интересного. Просто, как обычно, до конца договорить не дали...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter