В Минске выступил Олег Меньшиков с моноспектаклем “1900” по одноименному роману Алессандро Барикко

У матросов нет вопросов

В Минске недавно c двухдневными гастролями выступил художественный руководитель Московского театра имени Ермоловой Олег Меньшиков с моноспектаклем “1900” по одноименному роману Алессандро Барикко. В нем рассказывается удивительная история о том, как младенец, найденный на корабле в коробке из-под лимонов, позже стал гениальным пианистом, хотя никогда так и не сошел на берег.

Роман получил мировую известность после того, как в 1998 году Джузеппе Торнаторе снял по его мотивам фильм “Легенда о пианисте” с музыкой Эннио Морриконе и голливудским актером Тимом Ротом в главной роли. Спустя десять лет после экранизации роман получил театральное воплощение. Премьера прошла еще до того, как Меньшиков возглавил театр.

Постановку “1900” назвать моноспектаклем в строгом смысле нельзя, так как священнодействует здесь не один актер. На сцене присутствуют инструментальный ансамбль (рояль, контрабас, ударная установка) и массовка, изображающая матросов. Появляется спиной к залу даже сам отшельник-пианист, облаченный в какой-то черный полиэтилен. Меньшиков упоенно читает текст романа, отплясывает чечетку, вращает глазами, выдает фирменные ужимки и интонации. Кстати, в Минск эта постановка приехала во второй раз. И снова зал был готов внимать каждому жесту, пусть даже и самому банальному.

У меня психологического включения в спектакль почему-то не произошло. Штормило где-то около. И где-то рядом бушевали страсти, и соленые брызги морских волн летели кому-то в лицо, и ветер трепал прическу... Возможно, выпущенный в 2008 году спектакль уже слегка морально устарел. Все-таки театральные технологии тоже шагают вперед. Или сидел я слишком близко, видел, как с актера градом льется пот. После чечетки (не бог весть какой) Меньшиков уткнул лицо в махровое полотенце.

А может, не хватило режиссуры. Все тут слишком условно, приблизительно. Тем не менее аншлаговый зал ловил каждое слово. Заметил в зале звезду Большого театра Беларуси Анастасию Москвину, режиссера Галину Галковскую. Наверняка был еще кто-то из профессионалов театрального дела. На поклонах бесчисленные букеты из красных роз (любимые цветы актера?) надо было вывозить на тележке. Полный зал Музыкального театра устроил овацию.

Есть такое пусть и расхожее понятие, как “бренд”. Искусства оно тоже касается. Имя Меньшикова — одно из самых брендовых.

И публика по нему давно “сбрендила”. “Покровские ворота”, “Сибирский цирюльник”, “По главной улице с оркестром” — эти и другие фильмы прочно засели в памяти людской. Но Меньшиков все-таки больше киноактер, чем актер театральный. И режиссурой ему (кто бы подсказал?), похоже, заниматься не стоит. Для этого есть специально обученные люди. Шумно отметив свое 55-летие, худрук театра имени Ермоловой вступил в интереснейшую полосу своей жизни: в его руках оказался огромный театральный корабль, курс которого пока прокладывается через все шторма довольно успешно, возраст не позволяет выпрыгивать из штанов — в конце концов, уже столько сделано. Но как актеру Меньшикову все же нужны новые интонации и новое дыхание. Где их взять?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter