У МАКСа юбилей

ХI Международный авиакосмический салон МАКС-2013 – крупнейшее мероприятие подобного рода в Восточной Европе и одно из крупнейших в мире в целом. Оно проводится с 1993 года раз в два года.

ХI Международный авиакосмический салон МАКС-2013 – крупнейшее мероприятие подобного рода в Восточной Европе и одно из крупнейших в мире в целом. Оно проводится с 1993 года раз в два года.

Присутствие на МАКСе крупнейших мировых аэрокосмических компаний стало уже делом само собой разумеющимся. В этом году в Жуковском были представлены «Боинг», «Эрбас», «Хаинуэлл», IAI, «Финнмеханика», «Сафран», «Талес», «Пратт энд Уиттни», «Роллс-ройс», MTU, AVIC и другие. Российский рынок во всем мире считается исключительно привлекательным, соответственно никто теперь не может себе позволить отказаться от его освоения. Всего в нынешнем салоне приняли участие более тысячи компаний из 44 стран.

Особенно жесткая конкурентная борьба разворачивается в области гражданской авиации, поскольку здесь практически отсутствуют политические ограничения, есть лишь коммерческие интересы. «Боинг» и «Эрбас» сражаются за право продать как можно больше дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов российским авиакомпаниям. Не менее активная борьба разворачивается за рынок среднемагистральных самолетов, в котором принимают участие многие фирмы-производители, в том числе и российские. На нынешнем МАКСе был подписан ряд сделок в области гражданской авиации, как чисто внутрироссийских, так и международных. В частности, речь идет о поставках в Россию канадских пассажирских самолетов фирмы «Бомбардье», а затем и об организации их производства в Ульяновске. Холдинг «Вертолеты России» и итальянская «Аугуста» будут совместно на паритетных началах разрабатывать гражданский (пассажирский и грузовой) вертолет.

Военная часть авиасалона на этот раз была, по сути, чисто российской. Исключение составляли лишь Беларусь, в экспозиции которой были представлены предприятия ее ВПК и их продукция, в первую очередь – беспилотники «Гриф» и «Индела-скай», а также Индия, в центре экспозиции которой традиционно была разработанная совместно с Россией сверхзвуковая ракета «Брамос», универсальная по целям и носителям. Кроме того, на МАКСе были представлены иностранные боевые самолеты, демонстрировавшие высший пилотаж, – китайская группа «1 августа» на истребителях J-10 (она впервые выступала за пределами Китая), а также истребитель ВВС Швейцарии F-18 (американского производства) и новейший французский «Рафаль». При всем уважении к этим самолетам и их пилотам, «1 августа» очень далеко до «Русских витязей» на Су-27, а швейцарскому и французскому летчикам – до российских, летавших на одиночный пилотаж на Су-35С, МиГ-29ОВТ и даже на тяжелом Су-34, который фактически является бомбардировщиком. Тем не менее его пилотаж был лучше, чем у иностранных истребителей.

При этом, впрочем, никакой новой российской боевой авиатехники на салоне представлено не было, если не считать таковой модификации уже существующих машин (например, Су-30СМ). Зато есть целый ряд новинок в других областях, в первую очередь – в области ракетной техники. В частности, впервые была публично представлена зенитно-ракетная система С-350 «Витязь», предназначенная для замены ЗРС С-300ПС. «Витязь» вооружен зенитными ракетами 9М96 (по 12 ракет на каждой пусковой установке, по 8 установок в дивизионе) с дальностью стрельбы 60 км. Ранее предполагалось включить эту ракету в состав ЗРС С-400, которая начала поступать на вооружение ПВО РФ два года назад, однако затем было принято решение «не смешивать контексты». С-400 будет вооружена только ракетами большой дальности (от 150 до 400 км), а С-350 станет вторым эшелоном ПВО. Видимо, такое решение следует считать оптимальным с точки зрения эшелонирования ПВО и количества готовых к пуску ракет. Сочетание С-400, С-350 и остающейся пока на вооружении С-300ПМ позволит кардинально обновить систему ПВО страны, если, конечно, новые системы поступят на вооружение в адекватном количестве во все регионы России.  

Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» демонстрирует целый ряд новых ракет класса «воздух – воздух», «воздух – поверхность» и «поверхность – воздух» (ракеты РВВ-БД, РВВ-СД, РВВ-МД, семейства ракет Х-31 и Х-38, ракету РЗВ-МД). Особо следует отметить ракету класса «воздух – воздух» РВВ-БД, дальность пуска которой достигает 200 км. Это больше, чем у любой ракеты аналогичного класса в мире. Ракета адаптирована как к уже существующим (Су-27, МиГ-31), так и к новым (Су-35С, Т-50) истребителям.

К сожалению, наблюдатели традиционно уделяют на мероприятиях, подобных МАКСу, очень мало внимания воздухоплавательной технике. Да и вообще данная тема остается несколько маргинальной на фоне «традиционной» авиации и ракетной техники. Между тем современные дирижабли, заполненные не взрывоопасным водородом, а безопасным гелием, изготовленные из новых синтетических материалов, могли бы решать множество разнообразных задач, как военных, так и мирных. Для России их развитие было бы особенно актуально, учитывая слабое развитие транспортной инфраструктуры в восточной части страны. Дирижаблям не нужны наземные пути и аэродромы, при этом потенциально они могут перевозить гораздо больше грузов, чем самые большие транспортные самолеты, которым требуются взлетно-посадочные полосы длиной в несколько километров.

На МАКС-2013 воздухоплавательный центр «Авгуръ» представил дирижабль «Атлант-30» длиной 75 м и грузоподъемностью 16 тонн. Он может перевозить 2 боевые машины и до 100 десантников на расстояние до 5 тысяч км либо выполнять роль воздушного командного пункта или мобильного госпиталя. При этом «Авгуръ» предлагает проект дирижабля «Атлант-100» длиной 100 м и грузоподъемностью до 60 тонн. Он сможет перевозить 4 боевые машины и 200–500 десантников либо 5 боевых вертолетов Ка-52 на дальность 7 тысяч км, то есть в любую точку России. При этом, как было сказано выше, ему не нужны аэродромы.

Получит ли данный проект практическое развитие – сказать, увы, сложно. Но вообще МАКС, которому в этом году исполнилось 20 лет, для того и существует, чтобы новые идеи становились былью.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter