Откровения терапевта о том, что он думал и чувствовал в самые непростые периоды столкновений с COVID-19

«У легкой формы бывает столько антител, сколько нет у людей, переболевших тяжелой...»

Продолжаем рубрику «Исповедь врача», стартовавшую в «СГ» 14 февраля. Новый наш герой — участковый терапевт Бешенковичской ЦРБ Василий БОГДАНОВИЧ, который 40 лет стоит на страже здоровья земляков и около года — на передовой борьбы с коронавирусом. За успешный труд награжден знаком «Отличник здравоохранения». Что думал и чувствовал доктор в самые непростые периоды борьбы с инфекцией?.. 

Под восемьдесят

Пациентов через меня прошло бессчетное количество, честно — даже не знаю, сколько. Мы, конечно, за определенный период собираем сведения, подаем для отчетности, но подытожить всех сложно… Ведем амбулаторный прием в поликлинике вдвоем с напарником. Потому каждый день помогаем 65, 70, а иногда даже порядка 80 пациентам. В последнее время количество инфицированных неуклонно снижается. За день выдаю считаное количество листков нетрудоспособности. В больнице один терапевтический пост на 28 коек дезинфицировали и вернули в штатный режим. Значит, мы боролись не зря, и это приносит чувство удовлетворения. Не вспомню, чтобы тяжело было поставить диагноз, в протоколе все четко и ясно: положительный ПЦР, есть антитела, клиника — лечим. Однако настораживают легкие бессимптомные формы, или — больной идет на поправку, а на седьмой-восьмой день сатурация опускается до 90 процентов и ниже. Изолируем, посещаем на дому. Бывает, что заболевание затянуто. 

У нас некоторые как полагают? Само пройдет. Обращаются к врачу на восьмой-девятый день, когда тест ПЦР не всегда покажет, в таком случае проверяем антитела. Особой паники у пациентов не заметил, а здоровые опасения всегда к лучшему: маски, перчатки, антисептики и другие СИЗ. Но иногда дело доходило до анекдота: едет водитель в своей машине одинешенек, но в перчатках и маске. Нет, это не таксист, а знакомый сельчанин. Но лучше так, чем как молодежь — не бережет себя.

Переболел ли?

Не знаю, переболел ли я коронавирусом. Сомнительные периоды были, но мазки, которые поначалу сдавал каждые две недели, показывали отрицательный результат. В первое время сказал своей семье: «Обижайтесь не обижайтесь, но от всех ухожу» — и перебрался в отдельное жилье. Однако не прошло и месяца, как началась весенняя посевная, и мы снова объединились. У нас с женой огородик, на котором после работы отдыхаем, возимся с грядками, ходим к Двине, в лес, это здорово помогло восстановиться. Человек не может постоянно гореть, быть в напряжении, с чувством тревоги. 

Так и у меня — со временем опасения заразиться прошли. К тому же если медработник — контакт первого уровня, самоизоляцию он не держит, от работы не освобождается. Что изменится от бесконечных проверок? Лишь жажду собственного удовлетворения утолить. Болеть не приходится, а кто лечить-то будет? При надежных средствах защиты пришло успокоение. Но иногда опять волнуюсь: побыл с кем-то, кого-то подвез и вспоминаю — он же был без маски! Начинаю прислушиваться к своему организму, а иногда даже температуру измерю.

Злой апрель

В Бешенковичах зафиксировали первые случаи весной, когда вирус только зарождался. Он закрался в местный реабилитационный центр, и районные эпидемиологи первыми отправились на полную обработку. Начало есть начало, махине профилактики и реагирования нужно было раскрутиться, набрать обороты. Потому многие представители нашей санитарной службы, которые отправились дезинфицировать первый объект, сами заразились, и мы выезжали к ним на дом. 

Седых волос тогда у меня прибавилось, потому что думал — а вдруг что-то не смог распознать, заподозрить. Это потом оказалось, что выявить такого происхождения пневмонии на дому невозможно, более того — даже на рентгенограмме, только на КТ. 

Первые дни помню, как сейчас. Словом, Витебщину захватило первой, а наряду — и Бешенковичский район. Со временем отрабатывались схемы, методики, усовершенствованная защита — халаты, шапки, комбинезоны, маски с фильтрами и без, дезрастворы, появились сатураторы.

Волны волнуются

Вирус не всегда дает знать о себе. Пациенты перед выполнением плановой операции или отдыхающие перед заселением в санаторий сдают анализ на инфекцию, и он оказывается положительным. А человек с виду абсолютно здоров, даже без признаков простуды. Что еще заметил во вторую волну? Стало больше кислородзависимых форм. В целом инфекций меньше, зато весомее процент состояний тяжелых и средней тяжести. 

Помню свое чувство, которое со мной с самого начала, — как бы что не упустить. И сейчас переживаю по этому поводу, но уже другое дело, у нас опыт, сноровка в борьбе с невидимым, но таким коварным врагом. С детства моему поколению в голову закладывали — хлеба не надо, работу давай. Это хороший принцип, который со мной постоянно. Вплоть до того, что могу вернуться на вызов или позвонить, чтобы больной пришел на прием, к примеру, поскорее. Только бы на ноги поставить и качественно выполнить свой профессиональный, а если хотите — и гражданский, моральный, человеческий долг. 

Хочу рассказать о чувстве самоудовлетворения, успокоения, которое овладело мной с некоторых пор. На дворе XXI век, который преподносит новые способы мышления и возможности. С друзьями обмениваемся знаниями, методиками, особенно пришлись по душе лекции из Гомельского медуниверситета. Это мне помогло систематизировать подходы к лечению при разных степенях тяжести. Вместе нам удалось перебороть привычки у народа, например, горстями глотать антибиотики. Так же, как оказалось, не надо всех запирать в больницы, а качественную помощь можно получать амбулаторно. 

И когда пришли ясность, четкое понимание обстановки, чувствовал себя здорово — хотелось встряхнуться, искупаться зимой. Кстати, регулярно окунаюсь в крещенской купели.

Раз — укольчик,  два — укольчик,  будем сильными

Некоторые рассуждают — сдам тест на антитела, на душе будет спокойнее. Честно, поддерживаю это мнение. Но важен еще и количественный метод, который показывает, сколько в организме иммуноглобулинов. У себя в районе проводим исследования, когда о численности антител можно судить по ширине полоски. Но лучше все-таки количественный вариант, потому что с его помощью определяется надобность вакцинирования. «Спутник V» и «ЭпиВакКорона» — разные препараты по технологии производства, их эффективность рассудит время. Но если антитела в организме в достаточном количестве, больше их вырабатывать не нужно. Есть такие понятия, как клеточный иммунитет, гуморальный, который антителами не определишь. Может, потому некоторые люди переносят коронавирус легко. 

К слову, хочу рассказать о полезной практике в некоторых больницах Витебска. Там для всех, кто занят с инфицированными, обязательны антитела. А выработаны могут быть как угодно — либо после перенесенной болезни, либо посредством прививки. Через 2–4 месяца перепроверка. И, к слову, столько в этой болезни загадок — чем глубже изучаешь, тем больше удивительного и непонятного. У легкой формы бывает столько антител, сколько нет у людей, переболевших тяжелой. 

Из администратора в терапевты

Восемнадцать лет руководил местной поликлиникой, незадолго до эпидемии перешел в терапевты. И в этом много плюсов — непосредственно лечебная работа, к которой всегда относился с трепетом. Очень приятно, что мне оказано высокое доверие — в завершении первой волны получил знак «Отличник здравоохранения», иметь его в нашей сфере престижно. На руководящем посту в связке с коллегами всячески продвигали местное здравоохранение. Благодаря заботе государства, стараниям медиков разработаны новые методы, внедрена качественная аппаратура, компьютеризация. 

Но хочу поделиться еще одним лайфхаком: учитывая, что фельдшеру зачастую сложно добраться в отдаленные деревеньки, в свое время в крепком хозяйстве заимствовали автомобиль или брали его из райцентра и вместе с врачом, фельдшером объезжали малые населенные пункты, где живут по несколько человек, зачастую пожилых, которым сложно добраться к доктору самостоятельно. И обязательно находились те, кому продлевали жизнь. Во время активной фазы эпидемии активными посещениями не займешься, а сейчас, к примеру, время пришло.

По верному курсу

Уважаю, что Беларусь пошла по своему пути преодоления инфекции. Друзья работают в Европе и многое рассказали. Так вот я лично туда лечить не поехал бы. А уровень наших докторов, научно-практических центров точно европейский. Страны объявляли изоляцию во время первой волны, а кто объявил во вторую? Жесткие рамки когда-то заканчиваются, и люди все равно выходят в свет, поэтому главное — научить их защищаться, беречь себя и окружающих. Так быстрее вырабатывается коллективный иммунитет, уменьшается распространение, во вторую волну недаром имеем меньше случаев. Да, стало больше пациентов дышать кислородом, но не оттого ли, что с приобретением опыта начали активно измерять сатурацию. 

Прогнозировать ли третью волну? Сюда вмешается вакцинация, но в любом случае надо быть готовым и беречься. А для врача главное — чтобы не мог себя упрекнуть в каких-то упущениях.

basikirskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter