«У куклы нет хозяина. Есть только мастер и временный владелец»

Скандинавская гадалка, грустный Пьеро, страстная испанка, пират, клоуны со злобными усмешками, беспринципная и гордая актриса, женщина — наемный убийца… Вы подумали, я перечисляю героев какой-то кассовой ленты или модного детективного романа? А вот и нет.

Скандинавская гадалка, грустный Пьеро, страстная испанка, пират, клоуны со злобными усмешками, беспринципная и гордая актриса, женщина — наемный убийца… Вы подумали, я перечисляю героев какой-то кассовой ленты или модного детективного романа? А вот и нет. Все эти герои — куклы, представленные на выставке сотрудницы Белорусского государственного академического музыкального театра, молодой минской художницы Екатерины Пустоваловой.

 

Настроение — фламенко

 

Для молодой художницы Екатерины Пустоваловой эта выставка стала дебютной, но, надеемся, не последнейВыставка, представленная в фойе театра, открылась еще в ноябре прошлого года и работает по сей день. Многочисленные зрители, приходящие на театральные постановки, теперь не спешат подниматься сразу в зал, а останавливаются полюбоваться на кукольное царство. Изготовлены экспонаты из фарфора, фаянса, пластика.


Называется выставка Las Alegrias — по наименованию стиля испанского танца фламенко. Название его происходит от слова alegria, что означает радость, восторг. Именно это настроение, дополненное мистикой и легендами, легло в основу выставки.Кукла актрисы у Кати получилась надменной и ехидной


Здесь нет какого-то определяющего мотива. Каждая кукла сама по себе уникальна, у нее свое настроение, своя история. К примеру, эпатажный пират появился на свет под влиянием киноленты «Пираты Карибского моря», а кукла, изображающая женщину-наемника, вообще родилась за одну ночь.


— Бывает так: засыпаешь, и вдруг тебя сшибает образ, и ты уже не можешь сомкнуть глаз этой ночью. Начинается поиск каких-то визуальных аналогов в интернете либо рисование эскиза, или даже сходу начинается работа. Но без эскиза делать что-то тяжело, если пришел какой-то образ, лучше перенести его на бумагу, — рассказывает художница. — Куклу можно за ночь сделать, а можно — за несколько лет.


Стилистика выставки в ближайшее время может и поменяться. Как рассказала «Знаменке» Екатерина, нотки фламенко могут сменить мотивы наших сказок в авторской интерпретации: кокетливая кикимора, тоскующий Леший и другие персонажи.

 


Вместо Барби — балерины из фольги

 

В изготовлении этой куклы использовались волосы самой ЕкатериныКуклами Катя «заболела» еще в детстве. Стандартные Барби очень быстро стали ей неинтересны, и потому кукол — принцесс, балерин — она начала делать сама, а в качестве материала шли фольга и пластилин.


— Очень повлияла на меня и Анна Балаш, моя наставница (известный белорусский мастер. — Прим. авт.), - рассказывает Екатерина. — Когда я впервые попала в ее квартиру — огромную, заставленную куклами, — мне года четыре было. Уже тогда я поняла, что буду делать кукол. И как-то постепенно к этому шла, училась часто «методом тыка». Средств уходило, конечно, немало. К примеру, когда я училась работать с пластиком, много материала, а значит и денег, ушло просто в мусорку. То, что я пришла работать в театр, сказалось на мастерстве: это был новый опыт, новые знания. Меня научили новым техникам: как, к примеру, из куска поролона сделать ружье (Смеется.). Кроме того, театр — это обилие рикошетящих во все стороны эмоций, колоссальный поток информации и образов. Естественно, этот заряд во что-то в творчестве выливается», — говорит Екатерина.
Скандинавская руническая гадалкаКак рассказывает мастер, вдохновение может рождаться по-разному: иногда в воображении появляется образ, который снится по ночам и вызывает ассоциации, а иногда можно вдохновиться каким-то произведением искусства.


— Так, однажды посреди глубокой ночи я переключала каналы телевизора и наткнулась на фильм «Лабиринт» с Дэвидом Боуи, — говорит Екатерина. — Наутро отец увидел меня обвешанной распечатками изображения главного героя с разных ракурсов. Я делала его куклу, настолько меня впечатлил фильм. Это одна из самых «сильных» кукол. На выставке ее нет, я просто не в состоянии с ней расстаться. Музыка, кстати, может тоже повлиять на творчество. Но она, в первую очередь, влияет на рабочий процесс — под одни мелодии хорошо работается, другие раздражают, причем это может быть даже любимая композиция.

"Кукол с веселыми лицами я не делаю"

 

«Каждая кукла — это свой мир»

 

— У куклы не бывает хозяина, есть только мастер и временный владелец, — говорит художница. — Каждая кукла — это свой мир, своя история. Не все готовы это понять. Проще всего с детьми. Им можно сказать: «Ты знаешь, эта кукла — королева, а рядом с ней слуга, который предаст ее через несколько лет». А взрослые этого чаще не понимают. Они видят художественный вкус, стиль, красоту, но никогда не поймут, как кукла, которой предназначено сидеть на диване или висеть в комнате, может предать вторую куклу, сидящую на соседнем диване.

 

 

Василина МАЦУТА, «ЗН», фото Александра САХАЦКОГО, Александра ШАТКОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter