Как научиться распознавать лживые новости?

У короткого ума — длинный язык

Мы живем в сложное и противоречивое время, когда каждый за монитором возомнил себя по меньшей мере блогером. И поэтому очень важно, чтобы СМИ помогали разобраться в происходящем. Фейковые новости — подлая и абсурдная карикатура. Новости не должны быть кривым зеркалом.


Многих мало стала интересовать сама жизнь — обязательно «изюминку» подавай! И начинается все большее фырканье-фейканье. Раньше в народе бытовало изречение «Одна бабка сказала…». Складывается впечатление, что фейки ему сродни. Новости зачастую рождаются из непроверенных или заведомо ложных слухов. Или, казалось бы, безобидный ироничный пост, но растиражированный, уже способен породить большое социальное зло. Хуже всего то, что многие тут же верят всякой чуши. А издания ошибочно или намеренно продолжают ежедневно путать, передергивать, искажать черты современной и исторической действительности. Дошло до того, что фейками становятся даже события Второй мировой войны.

И не надо думать, что вред фейковых новостей иллюзорный, он очевиден и тлетворен. Кажется, перед тобой откровенный бред, кто же этому поверит? Увы, верят, причем многие. Потом разбирают, опровергают, но осадочек-то остается!

Многочисленные фейки придумываются новоиспеченными сайтами. И что парадоксально: чем ужаснее новость, трагедия, драма, тем больше люди начинают примерять себя к ней. Многие вовсе не умеют критично относиться к прочитанному, услышанному.

Современная молодежь, воспитанная в детстве на страшилках и стрелялках, вообще балдеет от всякого рода ужастиков. Ей зачастую нравятся еще более страшные, более кровавые версии произошедших в мире событий.

Понимаю, что сам фейк — своего рода феномен компьютерного XXI века. Это уже часть новой реальности. В прошлом столетии популярными жанрами были сплетни, сарафанное радио. Сегодня на более цивилизованном уровне роль сплетен стали выполнять фейковые новости. Но есть большая разница. Если раньше кумушки-сплетницы могли передать свое «творчество» лишь небольшому сообществу, то нынче — всему земному шару. Если раньше сплетня была известна одному дому, деревне, предприятию, городу, то теперь вся планета мгновенно будет смаковать «шедевр».

Только сегодня уже успел получить сообщения от друзей и коллег о ненадежности обуви одной известной марки. Задумайтесь: кому первоначально понадобилось вбросить в интернет этот фейк? Конечно же конкурентам. Дезинформация, которая вызывает общественный резонанс, массовое обсуждение. Авторы, нередко анонимы, стремятся получить лавино­об­разное распространение «новости». И вот уже в комментариях пользователи показывают взволнованность, испуг, раздражение, недоумение. «Какой ужас!» — восклицают они. А ведь «новость» из разряда тех, что раньше писали на заборах…

Понятно, что пользователь должен быть здравомыслящим. И вот уже школьник шлет послание: «Бабушка, не волнуйся, это фейк!». А ведь пожилые люди — самые доверчивые.

Несомненно, интернет — великий и ужасный! Он прекрасен, но, к сожалению, не всему можно верить. Нужно чаще вспоминать Марка Твена, который сказал: «Правда — самое ценное из того, что у нас есть, будем же расходовать ее бережно».

Константин Корнелюк, Витебск


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter