У кого надежнее “подушка безопасности”

Жители Беларуси менее обеспокоены мировым кризисом, чем россияне и украинцыВ последние месяцы финансовый кризис — самая горячая тема. Сегодня нет страны, не ощутившей на себе негативных проявлений этой “экономической пандемии”, но у каждой из них свой “иммунитет”, своя “подушка безопасности”. Об этом, в частности, и шла речь на прошедшем на днях в Москве круглом столе “Россия, Беларусь или Украина: кто сильнее пострадал от финансового кризиса?”. В какой-то степени получить ответ на этот вопрос помогли результаты социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Среди жителей трех славянских государств мнение о том, что кризис — это долгосрочный процесс и выхода из него в ближайшее время не будет, выражено в наибольшей степени в Украине: такой точки зрения здесь придерживаются 69% опрошенных. В России эту позицию разделяют более половины опрошенных — 58%, тогда как в Беларуси — только 32%. Жители нашей страны наиболее склонны верить в скорое окончание кризиса и стабилизацию ситуации (44%). В России доля таких респондентов составила 25%, а в Украине это мнение разделяют лишь 17%.
Сильная обеспокоенность кризисом наиболее характерна для украинцев (62%), среди россиян таковых 56%, а в Беларуси — 30%. Это обусловлено тем, что белорусы в несколько меньшей степени столкнулись с последствиями кризиса, чем их соседи.
Главные проявления кризиса, которые аукнулись во всех  трех государствах, — рост цен, уменьшение доходов и отказ от некоторых товаров и услуг. Однако, как показал опрос, в наибольшей степени кризис коснулся жителей Украины. Так, инфляцию ощутили на себе 91% украинцев, 88% белорусов и 85% россиян, а уменьшение доходов — 47% украинцев (среди россиян и белорусов — по 40%). От некоторых товаров и услуг отказались 35% украинцев, среди жителей России и Беларуси — по 25%.
Чаще отмечают украинцы и такие кризисные проявления, как задержки выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий — 25% (среди россиян — 21%, белорусов — 11%). Паника и депрессия характерны для 24% жителей Украины, 15% белорусов и 14% россиян. Рост преступности связывают с кризисом 16% украинцев (11% россиян, 6% белорусов). Ухудшение качества коммунальных услуг отмечают 16% жителей Украины, 14% россиян и 3% белорусов.
В то же время жители России чаще других сообщают о фактах увольнения — 17%, в Украине об этом заявили 13% опрошенных, а в Беларуси — лишь 8%.
Практически в равной степени жители трех стран ощутили на себе такие последствия, как сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска (15% среди украинцев, 13% россиян, 12% белорусов), необходимость оказания помощи родственникам и друзьям (13% среди жителей Украины, по 12% среди россиян и белорусов), необходимость взять деньги в долг (по 12% среди россиян и украинцев, 10% среди белорусов), невыплата премий и бонусов (по 11%).
О невозможности выплаты по ранее взятому кредиту говорят 8% украинцев и 7% россиян, белорусы — почти вдвое реже (4%). Тем не менее жители нашей страны несколько чаще сообщают о повышении процентной ставки по кредиту (9%), среди россиян — 6%, среди украинцев — 4%.
Примечательно, что белорусы более склонны подстраховываться на случай потери работы в условиях кризиса, чем жители России и Украины. Они чаще соседей планируют откладывать деньги на случай потери работы — об этом заявили 25% респондентов. Среди россиян к такой мере намерены прибегать 22%, а среди украинцев — 17%.
Оптимизм в отношении равноценного трудоустройства в случае потери работы наиболее свойствен россиянам: каждый десятый считает, что сделать это ему будет легко. Среди белорусов такое мнение встречается в 6% случаев, а среди украинцев — лишь в 2%. Россияне также чаще других полагают (26%), что для успешного поиска работы надо приложить небольшие усилия. Среди белорусов доля таких респондентов составляет 18%, среди украинцев 10%.
Чаще своих соседей вынуждены экономить в условиях кризиса жители Украины — 67%. Аналогичные признания делают 43% россиян и только 30% белорусов.
В первую очередь жители трех славянских стран стали экономить на продуктах питания, а также одежде и обуви, причем и о том и о другом чаще сообщают украинцы (по 56%), среди россиян таковых 50% и 42% соответственно, среди белорусов — 45% и 39%.
Далее в списке того, от чего пришлось отказаться, следуют досуг и развлечения (34% среди украинцев, 30% россиян, 25% белорусов), отдых и отпуск (34% жителей Украины, 29% — России, 20% — Беларуси), лечение и медикаменты (28% украинцев, 24% россиян, 15% белорусов), связь (22% украинцев, 20% белорусов, 17% россиян), крупная бытовая техника (22% украинцев, 20% россиян и 17% белорусов), мелкая бытовая техника (21% украинцев, 15% россиян и 14% белорусов).
Жители Украины чаще соседей сообщают об экономии на коммунальных расходах — 21% (среди россиян и белорусов — 14% и 12% соответственно), предметах роскоши — 18% (по 14% среди россиян и белорусов). Россияне наиболее склонны указывать сокращение расходов на большие покупки — 18% (по 14% среди украинцев и белорусов). Практически в равной степени жители трех стран сократили расходы на транспорт (16% среди россиян, по 18% — среди украинцев и белорусов) и образование (6% среди россиян, 5% украинцев, 3% белорусов).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter