Из редакционной почты

У кого короткая память

У меня в руках оказался номер «Советской Белоруссии» за 9 января, где опубликованы материалы к 70–летию Великой Победы над фашизмом. От имени ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов педагогического труда микрорайона Серебрянка благодарю авторов и газету за правильное понимание того, что происходило в стране в те годы.


Мы, ветераны, полностью поддерживаем и по возможности внесем вклад в создание в Беларуси общественной организации «Союз защитников памяти Великой Отечественной войны». Поддерживаем предложения о создании в Минске и Бресте памятников юным героям и юным белорусам — жертвам Второй мировой войны. Пора воздать должное детям войны! Ко всему этому мы предлагаем создать мемориальный комплекс или хотя бы памятник женщинам–медработникам, партизанкам, женщинам подполья, труженицам тыла, т.е. всем женщинам, кто боролся с врагом, кто ковал Победу, делал все, что мог, для Победы.

Рад, что есть люди, делающие все, чтобы увековечить память героев войны и труда. Стоит привести в пример Прилепскую среднюю школу Смолевичского района. Много лет назад под руководством бывшего директора школы Татьяны Агеенко педколлектив начал собирать сведения о безымянных воинах, захороненных в братской могиле около школы, материалы об участниках войны и труда — жителях прилепского края. Все начатое увенчалось успехом. Все, кто был неизвестным в братской могиле, стали известными, собран богатейший материал и первоначально была создана комната–музей. Не так давно уже полноценному музею присвоено звание «Народный».

А вот картина обратная.

В средней школе № 164 Минска в честь 940–летия Минска был открыт информационно–выставочный комплекс (мы его называли музеем), посвященный истории Ленинского района. Весь материал, экспонаты, документы собирали учителя, учащиеся, родители. Поддержали предприятия, организации района. Во время открытия руководителем музея был назначен я. Сразу же мы стали проводить экскурсии. Музей пополнялся интересными экспонатами и документами.

За три с половиной года моей работы пять залов музея посетили около семи тысяч человек — ученики, родители, ветераны, были гости из Чехии, Прибалтики, Москвы, Гомеля, Украины, Польши. Все благодарили за нужное дело. Здесь часто собирались ветераны, просто чтобы пообщаться. В музее вручали паспорта молодым людям, проводили уроки мужества, внеклассные мероприятия.

Отпраздновали 70–летие со дня освобождения Беларуси от фашизма, готовимся отпраздновать 70–летие Великой Победы, а в 164–й школе уже три с половиной года музей закрыт. Складывается впечатление, что это уже никому не нужно после моего ухода, так как я перенес операцию на сердце 4 года назад. Не думаю, что там все сохранилось. Почему все это стало обузой для школы, руководства района? Именно об этом меня просили написать в газету ветераны.

Пусть не обижаются те, по чьей вине закрыт музей в СШ № 164. Мы бы очень хотели, чтобы он работал, как и раньше. Заранее благодарим.

Владимир Николаевич КУДРЕВИЧ, ветеран педагогического труда, Минск.

Школа — не келейное дело

Фото  Александра  Ружечка, «СБ».

Семидесятидевятилетний жизненный опыт, педагогическое образование, работа в течение 5 лет директором школы и творческий багаж, надеюсь, позволяют мне высказаться по недавно затронутой в «СБ» проблеме школьного образования. Во–первых, на мой взгляд, учить детей надо все же с 7 лет. Шестилетки приходят в школу с игрушками, недостаточно физически и психологически подготовленными к учебе. А оптимальный срок обучения — 10 лет. Этого вполне достаточно, чтобы усвоить нужный объем знаний. Во–вторых, при составлении школьной программы нужно исходить из того, что учащиеся должны получать базовые знания. Там не может быть ничего лишнего, ненужного. Специальные, профессиональные знания — это уже прерогатива профтехучилищ, средних и высших учебных заведений. И нет никакой необходимости в том, чтобы обязательно давать детям знания о новейших научных достижениях. Тем более сейчас достаточно дополнительных источников информации. Третье — школьные учебники. Они изобилуют недостатками, ничем не обоснованной усложненностью, излишествами. Разве не анекдотично, что иногда даже в учебниках для 1–го класса материал излагается так, что люди с высшим образованием не могут понять, что хотят авторы? В–четвертых, не всегда соблюдается принцип обучения «от простого к сложному» и т.д. Спорно, думается, и одновременное преподавание с 1–го класса сразу трех языков, при этом белорусского и английского — практически на слух. Наконец, заметно ослабла воспитательная работа. Удивляет, до чего пассивны зачастую родители. В целом, организуя обучение в школе, надо понимать, что за прошедшие несколько десятков лет дети не стали умнее — они просто более информированы. Надо продуктивно использовать большой опыт, накопленный педагогикой, и не превращать школу в площадку для спонтанных экспериментов, когда ученые мужи любыми способами стремятся внести в программу что–то новое, свое. И вообще, она должна разрабатываться не келейно, а с широким привлечением общественности, практикующих педагогов, родителей, в подготовке же учебников очень важно участие одаренных и добившихся успеха в профессии учителей.

Борис КОВАЛЕРЧИК, Гомель.

Советская Белоруссия № 38 (24668). Пятница, 27 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter