У кого черника слаще?

Заготовители и сборщики ягод пока не могут найти общий язык

Заготовители и сборщики ягод пока не могут найти общий язык

Черники нет. Причины — есть…

«Ягодная» проблема волновала сельских жителей, старающихся максимально подзаработать в сезон сбора сладких даров природы всегда. И неизменно каждый год на протяжении месяца-двух активно обсуждались цены на рынках и у перекупщиков, «кусачая» обстановка в лесу, урожайность зеленых плантаций.

Но в нынешнем сезоне ситуация вокруг черники-малины-голубики обострилась. Причины? Как удалось выяснить в ходе специального журналистского расследования, их несколько. Но сегодня во главу угла мы ставим основную, имеющую государственное значение: заготовители районных потребительских обществ не выполняют доведенные им планы, а ушлые предприниматели скупают все оптом. В итоге ягода (и это не секрет) вывозится за пределы страны, а местные перерабатывающие предприятия не могут создать нужной сырьевой базы. Например, плодоовощному комбинату «Новка», действующему на территории Витебщины и специализирующемуся на выпуске детских консервов, в настоящее время еще нужно запасти примерно 90 тонн черники, Шарковщинскому овощесушильно-консервному — около 40.

Председатель Витебского облпотребсоюза Александр Шинкоренко видит главные причины отставания в заготовительной отрасли во-первых в том, что урожай черники, как следует из официального заключения Витебского государственного производственного лесохозяйственного объединения, на территории Придвинья нынче вдвое ниже прошлогоднего.

Во-вторых, сказалась упрощенная процедура выдачи разрешений на сбор дикорастущих ягод и грибов, которая была введена в текущем году. Количество предпринимателей, занимающихся данным видом деятельности, резко возросло. Они составляют солидную конкуренцию кооператорам.

Ценовой фактор Александр Николаевич считает не столь сильно влияющим на общее положение дел – в соответствии с рекомендациями Белкоопсоюза сдатчикам предлагаются вполне выгодные условия заключения сделки. Цена меняется в зависимости от количества предложений и той, что действует на предпринимательском рынке. Хотя угнаться за последней, как считает руководитель, весьма сложно. Уж слишком неравные условия осуществления деятельности у конкурирующих сторон…

Насколько обоснованны данные версии? Для того, чтобы разобраться в этом непосредственно на месте, мы с заместителем начальника управления заготовок, рынков и внешнеэкономических связей Витебского облпотребсоюза Валерием Бутьковцом отправляемся в путь. Лепельщина — поистине ягодное царство, и на примере данного региона можно судить о масштабе проблемы в целом по республике.

Секреты ягодного бизнеса

…Подъезжая к райцентру, на оживленной трассе Минск—Витебск видим заполненный людьми мини-рынок. Чего здесь только нет! Малина, смородина, вишня, лисички, крыжовник и многое другое. Практически каждый продавец реализует и собранную в лесу целебную ягоду чернику. У кого-то она покрупнее, у кого-то помельче, но цена – стойко высокая. За трехлитровое ведерко здесь просят не менее 25, а то и 28 тысяч рублей.

На диалог с журналистом сельчанки пошли охотно. И тут же высказали массу претензий в адрес заготовителей райпо: цена у них ниже, чем у предпринимателей, к лесу не подъезжают, да и вообще вот на этом рынке, где ежедневно прокручивается 30—50 сборщиков, их видом не видать примерно последних 3 года. Мой попутчик явно озадачен. А вот торговки бойко продолжают разговор. Они с удовольствием повествуют о своих заработках. За сезон, например, только на чернике можно сделать 1,5–2 миллиона рублей. Вот Татьяна Димко уже несколько лет на пенсии. С удовольствием ходит в лес, хоть нынче и мошкара жутко кусачая, у многих товарок распухают лицо и руки. Как и другие, свои места ягодница не раскрывает. Татьяна Николаевна сообщает лишь, что сначала едет на автобусе, а потом 7 километров идет пешком. Пенсия у нее совсем маленькая — чуть больше 300 тысяч рублей, а здесь столько же можно в день заработать. Только благодаря лисичкам она за три недели пополнила свой бюджет на 1,5 миллиона рублей.

Не преминула поблагодарить собеседница, а также ее товарки руководство области – по приказу губернатора им построили в бойком месте на автотрассе замечательный мини-рынок. Женщины высказали общее мнение: они готовы сотрудничать с коопзаготпромом, а не с частными закупщиками, если те предложат подходящую цену, ведь иногда здесь, на перекрестке, приходится отстоять весь день, чтобы реализовать с таким трудом собранное. Со своей стороны пообещали тоже чуть-чуть снизить финансовые запросы.

«Мы против вымогателей!»

А вот председатель Лепельского райпо Григорий Стош категорически не согласен идти на подобную сделку. Сегодня у него в районе работают 3 стационарных и 15 разъездных заготовителей. Кроме того, как и в целом по области, ягоду у населения принимают практически все магазины. Той же черники заготовлено уже свыше 18 тонн из 55 запланированных. План будет выполнен, но идти на поводу у «вымогателей», как он считает, ни в коем случае нельзя. Ягода станет нерентабельной. Райпо стартовало в закупочный сезон с цены в 5,5 тысячи рублей, теперь за килограмм черники платят 7 тысяч – ровно столько, сколько и перекупщики.

Полностью согласен с ним и заместитель председателя райпо по заготовкам Виктор Аверьянов. В районе немало сделано для развития заготовительной базы. В прошлом году, например, оборудовали новый цех заморозки и упаковки емкостью до 50 тонн, активно начали работать на экспорт. В минувшем сезоне отправили в Литву и Польшу 42 тонны целебной ягоды, в нынешнем приготовлено к вывозу уже 16 тонн. Правда, реализовывать товар здесь не торопятся: зарубежье предлагает всего по 2,05–2,1 евро за килограмм живого витамина. При такой закупочной цене эта сделка будет заведомо убыточной, ведь, кроме всяких прочих расходов, с выручки придется заплатить 20 процентов НДС. Виктор Иванович утверждает: день ото дня закуп увеличивается. Их сотрудники, начинавшие с 30—40 килограммов, теперь уже сообща доставляют в хранилище ежедневно свыше тонны черники.

Между делом представители потребительской кооперации тоже подчеркнули: сегодня никак нельзя сравнивать условия работы двух конкурирующих сторон. Кстати, информацию о возросшем количестве людей, получивших специальные разрешения на сбор (заготовку) дикорастущей продукции и сырья, подтвердила начальник отдела экономики Лепельского райисполкома Галина Ляховская. Если в минувшем году такие документы выдавались 60 лицам и организациям, то теперь оформлено их уже 80.

Не жадность, а… образ жизни

Итак, какие расходы несет предприниматель, который, не скрывая, возит ягоду на московские рынки? Платит ежемесячно единый налог, а по окончании сезона, как и райпо, – 5-процентный сбор. Но кто уследит за тем, насколько точно отражаются объемы заготовки в отдаленных, скажем, деревнях? Да и НДС для частника не предусмотрен. Значит, товар обходится дешевле, коммерсант может позволить себе лишний раз поднять цену. Плюс ко всему минимум препятствий на таможне по сравнению с потребительским обществом, которое должно и контракт подготовить, и фитосанконтроль пройти, и анализы на радиацию провести. Предприниматели в большинстве своем везут товар как частные лица. Кстати, в Лепеле таких «теневых дельцов», по свидетельству горожан, больше, чем где-либо. Люди специально берут отпуска и занимаются скупкой-перевозкой. Один рейс в Первопрестольную с однотонным грузом приносит 300 долларов чистой прибыли. Мне называли фамилии тех, кто за сезон таким образом обогащается на 4—5 тысяч долларов. Конечно же, ни предприниматели, ни теневики, в отличие от потребкооперации, не обязаны 30 процентов валютной выручки отдавать государству. Кто в итоге оказывается в проигрыше? Государство, а значит, и все мы.

…А что же недовольные сборщицы на мини-рынке, спросите вы. Стоит сообщить: «Р» организовала-таки «долгожданную» встречу руководства райпо и торговок. Увидев представителей заготовительной отрасли, женщины попритихли и на консенсус идти категорически отказались. Кстати, тех, кто якобы три года здесь не появлялся, узнали издалека… Республиканская программа «Дети», с помощью которой продавцам попытались объяснить государственную выгоду сотрудничества с местными кооператорами, тоже за душу оппоненток не взяла. Мгновенно испарились нарекания на плохую организацию работы заготовителей, и та же самая цена, которую нынче предлагают коммерсанты в обмен на сладкий товар, их не прельстила. Одна из бабушек призналась: дежурство на трассе в ожидании богатого покупателя на черном «мерседесе» для большинства из этих лепельчанок просто стало… образом жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter