Зачем заимствовать какой-либо наносной праздник, если есть свой?

У каждой деревушки свои погремушки

Зачем заимствовать какой-либо наносной праздник, если есть свой?
Не буду скромничать, но послезавтра у меня именины. Появление Татьяниного дня связывают с днем памяти мученицы Татианы Римской. А 25 января 1755 года в России был учрежден Московский университет, и с тех пор Татьянин день отмечается как День студента. Идея эта тиражируется уже не одно поколение. И с завидным постоянством этот, по-сути, церковный праздник приобретает коммерческий окрас.

Читаю посты в социальных сетях: «Самая классная вечеринка в День студента! Всем Татьянам вход бесплатный» или «Каждый второй коктейль на вечеринке для Татьян бесплатный». Если бы моя уважаемая названная бабушка Мария Ивановна прочла эти строки, у нее сразу давление подскочило бы. И не потому, что алкогольные коктейли в клубах, считай, с 50-процентной скидкой. А потому, что именины — это День ангела, а не вечеринка или какое-то большое застолье. По идее, в храм нужно идти, как это бабушка и делала: поставить свечку своему святому-покровителю, помолиться, чтобы защищал и помогал дальше по жизни.

К имени и именинам раньше относились не с прагматизмом, как сейчас, а с каким-то особенным сакральным смыслом. В деревнях до сих пор сохранилась удивительная традиция, когда в миру (и по паспорту) человека называли одним именем, а крещен он был под другим. Считалось, что тогда автоматически находился под защитой. К примеру, мой дед на самом деле Александр, но в народе звали его Алексеем.

Но оставим суеверия и прочее. Не за горами самые, на мой взгляд, раскрученные именины — День святого Валентина. Растиражирован День всех влюбленных уже до такой степени, что стал почти народным «святам» (по крайней мере, я так ощущаю по молодежной среде). Целое направление в индустрии развлечений появилось, связанное с «безголовым Валентином», и от хоровода сердечек голова идет кругом. А вот сельчане, особенно те, кто постарше, – сужу по своему «командировочному» опыту — со скепсисом относятся к 14 февраля. Католики, собственно из чьей традиции и «выдернут» был Валентин, чтят святого, но зачем на этом деньги делать? Ведь с таким же успехом можно зацепиться за какое угодно имя и организовать Наташины, Анины, Юлины иконы... И дней в году не хватит отмечать. Хватит, я полагаю, уже тех, что есть, тем более что сохранилась традиция в глубинке. Например, день святого Юрия — крестьяне с незапамятных времен в венках и национальной одежде выходят в поле, водят хороводы, обращаются к Богу с просьбой о хорошем урожае, принося в жертву специально испеченный и украшенный каравай. Сегодня обряд Юрье в особом почете на юге Беларуси, скажем, в Погосте Житковичского района. Но можно и в других регионах подхватить. Или другой пример — Илья. В белорусском фольклоре считалось, что святой — распорядитель дождей и гроз, покровитель земледелия, но, раздосадовавшись, может наслать ненастье, град или засуху. Поэтому на Илью белорусы клали яйца в борозды между гряд и служили молебны. Что теперь? Отмечается день Ильи 2 августа (когда, так совпало, на постсоветском пространстве  отмечается день ВДВ). А ведь хлеборобы могли бы, как прежде, задабривать святого.

Да и в фольклоре в целом заложены идеи для интересных событий, раз уж общественность жаждет насладиться то одним, то другим культурным поводом. Что, собственно говоря, в деревнях и делают. Правда, не афишируя, не выпячивая, как что-то помпезное и уникальное. Престольные праздники, как правило, это Дни деревень — все село собирается как одна большая семья. И с какой стати, спрашивается, нужно заимствовать какой-либо наносной праздник, если есть свой?

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter