У каждого из нас на свете есть места…

Чем манит деревня в Калинковичском районе литовского пенсионера

Чем привлекает деревня Юровичи Калинковичского района литовского пенсионера Ионаса Юравичуса

Несмотря на свой немолодой уже возраст, Ионас Юравичус недавно снова приехал на калинковичскую землю. Впервые он осуществил подобную поездку со своим другом-гродненцем три года назад. Теперь Юровичи 63-летний литовский пенсионер посетил вместе со своим старшим сыном Раймундасом, католическим священником. Цель визита не праздная: поиск фамильных корней.

— Из поколения в поколение в нашей семье передавали сведения о том, что наши предки прибыли на левобережье Немана из Беларуси. После ожесточенных войн с крестоносцами король Великого княжества Литовского Август Старый и его высокообразованная жена, итальянка по рождению, Бона многое сделали для развития экономики государства. Королевским указом была предоставлена льгота и для переселенцев на пустующие земли: каждой семье причиталось по одной волоке (21—24 гектара) земли и освобождение от налогов на несколько лет…

Учитель-историк по образованию Ионас изучил много документов, которые могли пролить свет на волнующие его вопросы. Как утверждает Юравичус, еще в ХVI веке его предки, не имея возможности приобрести землю здесь, в Беларуси, оказались за сотни километров от нее, на территории современной Литвы. Бывший поселок Слобода Алитусского района (так называлось тогда около 50 литовских поселений, жители которых не были крепостными. — Авт.) уже позже был переименован в Мирославец.

Долгое время литовцы не носили фамилий: их распознавали по именам да ремеслу, которым эти люди занимались.

— Брат моего деда, сам дед и сын его, он же мой отец, были портными: ходили по окрестным селам, шили людям одежду, — возвращается к истокам Ионас Юравичус.

Когда началась Великая Отечественная война, по рассказу собеседника, его отца (а в семье воспитывались пять детей) не мобилизовали в действующую армию по возрасту. Для многих в Литве, как известно, война продолжалась после объявления о капитуляции Германии (около 10 лет). Ярые враги установившейся в Литве власти Советов — так называемые лесные братья — правили свой кровавый бал, чаще под покровом ночи. Когда в 1949 году в поселке был создан первый колхоз, его председателя бандиты расстреляли. После этого руководителем хозяйства избрали отца Ионаса. Видимо, местные жители тогда руководствовались принципом: он не из «коренных», убьют – не так жалко… Но участь предшественника его, к счастью, миновала. Несмотря на отсутствие грамоты, отец Ионаса был человеком рассудительным: рачительно вел хозяйство, не заискивая ни перед представителями действующей власти, ни перед ее врагами. Правда, когда наступил черед определиться с выбором старшему сыну, отец посоветовал ему идти служить в Красную армию. К тому времени, когда брат демобилизовался, в лесах появляться стало уже безопасно…

— Сам я работал учителем в восьмилетней школе, — вспоминает Юравичус. – Женился на девушке, заведующей местной птицефермой. Она, по сути, и перетянула меня на работу в колхоз. Бригадирствовал, заочно учился. Позже меня назначили заместителем председателя, а затем – как в свое время отца – руководителем хозяйства. 13 лет возглавлял колхоз. Не знаю, почему, но в советские времена бытовало мнение, что у нас в Прибалтике сельское хозяйство развивалось успешнее. Не могу с этим согласиться. В то время я дружил со многими аграриями Гомельской и Гродненской областей. Они всегда здорово помогали нам – и кормами, и техникой. Перед выходом на пенсию я работал войтом гмины (вроде вашего председателя сельсовета). Жизнь в нашей стране после развала Советского Союза легкой не назовешь: старики постепенно умирают, а многие представители молодежи ищут лучшую долю за пределами Литвы. Вот и мой младший сын Айгидиус сейчас живет в Америке, занимается торговлей автомобилями.

Ионас утверждает, что, сколько себя помнит, всегда искал место, которое было бы связано с его фамильными корнями. Но ни в Литве, ни в соседней Латвии такового не обнаружилось. Пять лет назад в его руки попала Белорусская энциклопедия. Просматривая ее, Юравичус с радостью обнаружил, что в Калинковичском районе есть Юровичи – населенный пункт с богатой и самобытной историей. Покопался в архивах – так и есть: здесь корни его рода. Написал два письма – на адрес Юровичского сельского Совета и местной школы. Вскоре получил ответ от директора учреждения образования Анны Хомяковой. А заодно и приглашение – посетить Юровичи. Тогда, в 2007 году, и состоялся первый приезд Ионаса на землю своих предков.

Встретившийся местный монах поведал гостям Юровичей о православном мужском монастыре, истории деревни, бывшего иезуитского коллегиума, а впоследствии – католического и православного храма. Ионас вспоминает: по пути зашли тогда в один из домов, чтобы позвонить директору школы. Хозяин подворья – ветеран войны — изменил намерения гостей. Мол, звонить-то зачем, поезжайте в сторону озера Литвин, мимо одноименного кафе – и попадете к Хомяковым. Литовец был просто ошарашен: кафе «Литвин», озеро Литвин… Так где я на самом деле – в Беларуси или в Литве?

К слову, в свой нынешний приезд Ионас Юравичус снова восхищался не только живописными уголками Юровичей, но и доброжелательностью белорусов, с которыми его не раз сводила судьба. «Горжусь, что мой род берет начало на этой древней земле, в Юровичах, от которых и пошла наша фамилия».

Анна Хомякова встретила Юравичусов, как родных. Прощаясь, Ионас и Раймундас поделились с гостеприимными хозяевами своей сокровенной мечтой: вернуться в этом году в Юровичи снова, так как хочется прикоснуться к земле своих предков во время празднования 500-летия населенного пункта. И приехать сюда хочет Ионас не в нынешнем составе, а вместе со своими многочисленными родственниками…

На снимке: Ионас и Раймундас ЮравичУсы у восстанавливаемого Юровичского храма.

Фото: Иван ГАРИСТ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter