У истории нет прошлого времени

Городские кинотеатры круглогодично специализируются на масскультовом мейнстриме...

Известный кинокритик, любимый студентами преподаватель Института журналистики БГУ доцент Людмила Саенкова, становится еще и колумнистом «СБ». Каждую неделю Людмила Петровна будет делиться своими мыслями о фильмах и не только. К дискуссии автор приглашает всех поклонников кинематографа. Приходите разговаривать о кино, посмотрим, что получится.


Городские кинотеатры круглогодично специализируются на масскультовом мейнстриме. Пространство киноискусства заметно сузилось. Для него остались фестивальные кинозалы и специальные кинопрограммы. Сбылась мечта многих продюсеров: кино–поп–корн — в массы. Доза развлечений непропорциональна дозе размышлений. Как говорил некогда философ Н.Бердяев: «Слишком хотят развлекаться, слишком хотят «жить», организовывать «жизнь». И все–таки бывают серьезные киноповоды для серьезных размышлений.


Одним из таких стала кинопрограмма кинотеатра «Победа», посвященная Первой мировой войне, столетие со дня начала которой отмечается в этом году. Многие из нас, по правде говоря, мало что знают о тех событиях. Из школьных уроков кое–что помнится о легендарном Брусиловском прорыве, превратилась в расхожий штамп информация о позорном мире, о втягивании России в войну и т.д. Ничего конкретного. К слову сказать, современные школьники вообще не всегда знают о датах 1914 — 1918.


Игровые и документальные фильмы, сделанные в разные годы кинематографистами Франции, Чехии, Германии, России, советской Белоруссии, не только представили события того времени, которые даже в игровом формате воспринимаются как документ, но и во многом помогли понять кое–что из того, что случилось значительно позже. В фильме «Париж, 1919: мирный договор» (Франция, реж. Пол Кован, 2008) подробно воссоздаются события, факты, нюансы исторической встречи глав разных государств, решивших положить конец войне и заключить мир. Многим из нас, опять же в той или иной степени, знакомы имена Жоржа Клемансо, Ллойда Джорджа, Вудро Вильсона, Витторио Орландо. Но мало кто из нас знает, какую роль сыграли эти лидеры в перекраивании карты мира, как лихо на одну территорию «сгонялись» народы, которые рано или поздно должны были выступить друг против друга, как активно бойкотировалась идея создания Лиги наций, какие были применены санкции против Германии, которые в конечном счете поспособствовали приходу к власти фашизма. В этом реконструированном под документ фильме шел рассказ о том, как каждое государство пыталось потянуть одеяло выгод и льгот на себя, преследуя только собственные интересы. В результате была заложена бомба замедленного действия. Первый взрыв этой бомбы пришелся на годы Второй мировой войны, поскольку были созданы все условия, чтобы разоренная Германия пришла к идее шовинистического превосходства. Потом были взрывы в Иране, Ираке, Югославии. Волна тех взрывов докатилась и до нашего времени, обострив противостояние государств. Современная украинская история, как в зеркале, отражается в событиях столетней давности. Или наоборот. У истории нет прошлого времени. Ее трагические события почти клонируются.


В той же программе была показана немеркнущая классика Жана Ренуара (сына знаменитого импрессиониста Огюста Ренуара) «Великая иллюзия». Классика на то и классика, что в ней говорится о непреходящих категориях — вере, достоинстве, терпении, любви. Это важнее злобы, ненависти, войн. И это тоже уроки истории.


sayenkova@gmail.com


Советская Белоруссия №128 (24511). Четверг, 10 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter