В цветнике минской хрущевки установили памятный знак в честь живших там ветеранов Великой Отечественной

«У гонар ветэранаў Вялiкай Айчыннай вайны»

Памятный знак с такой надписью появился недавно прямо в цветнике дома № 18 по ул. Калинина в Минске

С виду обычная 4-этажная хрущевка. Но одна из инициаторов проекта Наталия Купревич, жительница этого дома, подсчитала: в разные годы здесь проживало более 60 участников Великой Отечественной с самыми невероятными судьбами. 


— Танкисты, пехотинцы, артиллеристы, саперы, военные медики, партизаны… — перечисляет Наталия Юрьевна. — Один из наших ветеранов Владимир Калинович Алексеев, капитан 16-го стрелкового полка 87-й стрелковой дивизии Юго-Западного фронта, получил орден Красной Звезды буквально в первые дни войны — 27 июня 1941 года. А сколько наград на всех, и не сосчитать.

Многих ветеранов Наталия Купревич называет поименно. Кого-то помнит лично (живет в доме с 1970-го), о других узнала от родственников и из архивов. Имя Надежды Цветковой, например, известно не только в нашей стране. Участница Минского подполья, она была схвачена фашистами и отправлена в Освенцим. Узница под № 69.683 потом бежала через Польшу во Францию. Ее воспоминания вошли в книгу «В фашистских застенках», изданную в 1958-м. Тогда же, когда и был сдан дом № 18 на ­ул. Калинина, куда Надежда Тимофеевна одной из первых заселилась.

— Смотрели известный советско-польский фильм «Помни имя свое»? Надежда Тимофеевна стала прототипом его героини Надежды, которую сыграла актриса Людмила Иванова. 


Об удивительной судьбе супругов Молокович рассказывает уже их дочь Валентина Ткачук, которая хотя давно и не проживает по этому адресу, узнав про открытие памятного знака, сразу решила принять участие в мероприятии. Ее отец Савва Макарович, родом из Глусского района, дожил до 97 лет. Служил в ВМФ. Был специалистом по радиосвязи. Воевал на разных фронтах. Награжден в том числе за организацию связи Крымской конференции союзных держав — СССР, США и Великобритании. Мама Станислава Никитична Шваякова была связной партизанского отряда в Буда-Кошелевском районе. Фашисты схватили ее, пытали, а потом отправили в Германию на принудительные работы. Благодаря тому что умела хорошо шить, попала на маленькую швейную фабрику. Выжила... С будущим мужем познакомилась после возвращения на родину в 1946-м. А в квартиру по ул. Калинина семья въехала в 1959-м. 

С большим энтузиазмом первые жильцы обустраивали свои квартиры и территорию двора. Высадили клены, акации, липы, ясени, кусты сирени и чубушника. Жаль, из-за уплотнения застройки, а потом и проведения капремонта дома из этих посадок уцелели лишь 3 дерева. В том числе яблонька, которую посадил Савва Макарович. Наталия Купревич признается, что по-другому стала смотреть на нее, когда узнала судьбу ветерана. Так и родилась идея в память о бывших соседях с героическими судьбами устроить цветник — рокарий. 

Сейчас в цветочной композиции уже более 130 видов многолетних растений, которые радуют глаз с ранней весны до поздней осени. 

По словам Наталии Юрьевны, они такие же разные, как и судьбы ветеранов. Отдельный небольшой вытянутой формы участок рокария, например, символизирует остров Сахалин, где служили еще одни жильцы этого дома — чета Вашкевич: капитан 2-го ранга Иосиф Иосифович и капитан медицинской службы военфельдшер Мария Васильевна. Гречиха сахалинская — знаменитый представитель дальневосточной флоры — зацветет тут в августе… 

Валентина Ткачук.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валентина Ткачук:

— Родители никогда о войне не рассказывали. Мол, воевали, было тяжело, и все. А на парад 9 Мая мы всегда ходили. Даже когда папа стал совсем старенький… Постоит, поплачет, и домой возвращаемся. Для него это было важно.
Посадочным материалом, кстати, помогают жители многих соседних домов и даже совсем незнакомые люди. Говорят, это пример, достойный подражания. Есть и саженцы четырех сортов сирени, выращенные в рамках международного проекта «Сирень Победы» и подаренные Центральным ботаническим садом. 

— У моей мамы Александры Ивановны Мальчихиной два брата погибли на фронте, — рассказывает Наталия Купревич. — Отчим Иван Васильевич служил в штурмовой авиации и до последних дней жизни возглавлял ветеранскую организацию ЖЭСа-73, так тогда она называлась. И каждый год мы ходили возлагать цветы к разным памятникам, посвященным войне. Вот я и подумала: если создать у дома цветник, он будет напоминать о ветеранах круглый год, а не только 9 Мая. 

К сожалению, сегодня на ул. Ка­­линина, 18 ветеранов Великой Отечественной уже не осталось. Но разве это помешает новому поколению жильцов дома хранить о них память, поддерживая и расширяя цветник? Уже сегодня, кстати, во дворе растут 3 елочки, высаженные в честь Полины, Арины и Алисы Пивоваровых — правнучек бывшей зенитчицы Александры Ильиничны Пивоваровой, той самой, которая была инициатором озеленения двора в 1960-е...

Иван и Леонид Сотниковы с портретом отца.
Про Михаила Ивановича Сотникова, последнего из живших в доме ветеранов Великой Отечественной, вспоминает его сын Иван:

— Папа пошел на фронт добровольцем в 17 лет. Не раз был на волоске от смерти, но все же расписался на рейхстаге. Много рассказывал о войне. И как на Курской дуге воевал с противотанковым ружьем. И как понтонные переправы наводил… Но самое интересное, как он, уроженец Донецкой области, с моим дедом по материнской линии майором Леонидом Карпекиным познакомился. Попали они в окружение. И отец вытащил раненого офицера на себе. Леонид Алексеевич сделал спасителя ординарцем и уже не отпускал от себя. А после войны пригласил в гости в Беларусь и женил на дочери Антонине, учительнице. Папа, кстати, тоже получил педагогическое образование. 

Супруги проработали около полувека в сельской школе в деревне Холочье Чечерского района. И вырастили четверых детей. Младший сын Владимир Сотников стал писателем и посвятил отцу книгу «Улыбка Эммы». А в Минск семья переехала в начале 1990-х — одними из последних покидали деревню, которая попала в зону отселения после катастрофы на ЧАЭС.

dekola@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter