У фобий глаза велики

Как часто общество оказывается в плену навязываемых ему представлений.
Как часто общество оказывается в плену навязываемых ему представлений. Типичный пример - неуверенность и страх, которые охватили Европу в канун Второй мировой войны. Это - обоснованная фобия. Или - нагнетание панических настроений в преддверии нового тысячелетия. Чего только ни обещали разного рода пророки, но оказалось - шелуха, другими словами - фобии необоснованные.

Наблюдая сегодня за идеологическими столкновениями на российском политическом поле, вызванными событиями в Беслане и последовавшими за ними жесткими, но вполне логичными шагами Президента Путина, видишь формирование новых фобий, грозящих немалыми потрясениями нашим соседям. Причем эти страхи легко увязываются с некоторыми настроениями, которые кое-кто хотел бы видеть и в белорусском обществе. Например, угроза демократии. Вновь поднялась волна разговоров о том, что строительство государственной "вертикали" неминуемо вызовет обвал демократических достижений, с таким трудом закрепленных в общественном сознании в первые постсоветские годы.

Ведущие российских телепрограмм, журналисты упражняются в формировании заковыристых вопросов вроде "Каким образом выборность губернаторов законодательными собраниями регионов будет способствовать борьбе с терроризмом?" Опять раздались знакомые мотивы об "удушении демократии", послышались заморские окрики, окрепли голоса тех, кто сносил памятник Дзержинскому в Москве и ставил знак тождества между фашистами и коммунистами. Дошло до того, что в администрации Президента России родился специальный документ в поддержку правозащитного движения - как символ баланса сил, равновесия, сложившегося в обществе.

И все бы ничего, вот только поражает тот высокий градус, который придан обсуждению этой проблемы в обществе. Прямо об этом не говорится, но так и слышишь знакомые нотки: "Отечество (читай - демократия) в опасности". Из этого логически вытекают демарш в Конституционный суд, ежедневные посиделки в телестудиях и т.п. Перед нами целенаправленное формирование социальной фобии, суть которой надуманна и последствия которой легко просчитываются.

Почему надуманна? Да потому, что конституционные основы общества не подвергаются ревизии. Ведь обратите внимание: то же происходит и в Беларуси. Раз референдум - то демократия в опасности. Но ни одна из статей Конституции страны не нарушается. Да, можно спорить о формулировках, но это уже дело вкуса соответствующих авторов. Основной Закон незыблем, следовательно, оснований для фобий такого рода нет.

Почему легко просчитываются? Да потому, что за спором об административном делении России просматривается видение будущего государства, унитарного или федеративного, с сильной президентской властью или креном властных полномочий в сторону парламента. С жестко структурированной "вертикалью" (легко опять вспомнить белорусский опыт) либо размытыми псевдодемократическими критериями.

Здесь легко угадывается взаимосвязь с иной фобией - террористической. Конечно, такого рода страх не назовешь надуманным. Это - реальность, грозная и беспощадная. Страх - вообще дело понятное и для детей, и для взрослых. Плохо, когда он перерастает в фобию.

Ничто так не формирует фобии, как бессодержательные разговоры о предмете этого явления. Мне плохо - давай поговорим, как мне плохо. Конечно, разговоры тоже лечат, но не бессмысленные, раз за разом повторяющие прописные истины.

Терроризм угрожает Беларуси? Очевидно, как и любой стране. Но что предпочтительнее: разводить в телестудии бесконечные разговоры о сути этого действительно непростого явления или мобилизовать силы армии, МЧС для отражения возможной опасности? Пожалуй, второе. Что и делается в стране на учениях разного рода.

Это не к тому, что говорить о терроризме не надо. Это к тому, что пережевывание действительно красноречивых деталей, коллективное "смотрение в корень", привлечение все новых и новых свидетельств, транслирование мнений глубокомысленных аналитиков может в итоге привести исключительно к фобии, но никак не к решению проблемы. Что мы частенько и наблюдаем.

Скажем, в программе "Времена" уже которую неделю ведется глубокий и, несомненно, высокоученый разговор о сути путинских реформаторских предложений, позициях партий, роли парламента. Разговор долгий, но ведущий в итоге уходит от какой-либо ответственности, лукаво разводя руками: "Мы просто ищем истину".

Но общество, устав от многоголосия аналитиков, отсутствия конкретных решений, приходит к закономерному выводу: раз проблема не решается, значит, она загоняется внутрь, в формат разговоров, а следовательно, надо ждать ухудшения обстановки. Словом, почва для очередной фобии подготовлена.

Что можно противопоставить этому? Открытость, ясность позиции - во-первых. Программу действий и возможности для ее реализации - во-вторых. Возможность и желание брать ответственность на себя, идти на разумный риск - в-третьих. Судя по всему, руководство России выбрало именно этот путь. Руководство нашей страны реализует такого рода подходы достаточно давно. И это чрезвычайно важно, поскольку на повестке дня стоит не просто общественное спокойствие, а вопрос о перспективах наших стран.

Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter