У дороги нет конца

Первый этап Национальной комплексной арктической экспедиции "Полярное кольцо" успешно завершен.
Первый этап Национальной комплексной арктической экспедиции "Полярное кольцо" успешно завершен. Недавно последние несколько членов экспедиции, решавшие вопросы с консервацией техники в заполярном городе Певек, вернулись в Минск. И теперь можно подвести ее итоги и рассказать о планах на будущее.

О прохождении экспедиции по маршруту "СБ" - информационный спонсор "Полярного кольца" - рассказывала весьма подробно. За 3 месяца, с февраля по май, наши полярники на пневматических вездеходах прошли от Салехарда до поселка Уэлен (Берингов пролив) маршрут по побережью морей Северного Ледовитого океана протяженностью 9 тысяч 240 километров. Таким образом, впервые в истории арктических путешествий был совершен переход по северной береговой линии России на наземных транспортных средствах. Кроме того, в ходе экспедиции были проведены полномасштабные ходовые испытания различных моделей белорусских вездеходов, которые могут использоваться как альтернативный, более экономически выгодный и экологически чистый вид транспорта для районов Крайнего Севера. Однако самым главным испытанием было испытание людей. Даже видавший виды руководитель "Полярного кольца" Владимир Драбо по прозвищу Командор столь длительное время никогда не бродил по льдам Арктики. А потому самых ярких и запоминающихся впечатлений у участников экспедиции хоть отбавляй.

Самой низкой температурой, при которой приходилось идти белорусским полярникам, было минус 55 градусов по Цельсию.

Самой экстремальной ситуацией была небольшая поломка вездехода, в котором ехали Виталий Мазуркевич и Александр Борисов, в устье Енисея. Машина остановилась в подмерзшей ледокольной колее как раз в тот момент, когда по ней навстречу полярникам шел атомный ледокол с караваном судов. Виталий быстренько начал чинить вездеход, а ледокол - громко гудеть. В итоге машина была исправлена, и члены экипажа, сделав "ручкой" надвигающейся громадине корабля, покинули нежелательное "место встречи".

Самым грустным событием стало пролитие одним из членов экспедиции 8 литров спирта.

Самым хорошим впечатлением было теплое и радушное отношение на всех заставах арктического погранотряда, на всех полярных станциях и в арктических поселках к белорусским путешественникам.

Самым радостным известием, переданным по радиосвязи из дома, было сообщение, что у 3-месячного сына главного конструктора вездеходов Виктора Радкевича прорезался первый зуб. Радовались все.

Самой анекдотичной историей оказалась "заморочка", которая началась еще в Минске. Некто подсунул в рюкзак Владимиру Драбо выпиленные из трехмиллиметрового железа стельки. Обнаружены и выброшены они были только возле Салехарда. Однако доброжелатели подобрали их и вновь засунули в Володин рюкзак. На этот раз Командор решил не выбрасывать стельки, а сохранить раритеты для экспедиционного музея. Каково же было его удивление, когда, вернувшись в Минск, он вытащил из рюкзака, помимо стелек, еще и 12-килограммовую гантелю. Сейчас идет активный поиск "доброжелателей".

Самой далекой точкой от Беларуси, где взвился белорусский флаг, был мыс Дежнева в Беринговом проливе.

Самым главным достижением экспедиции, помимо достижений с приставками "впервые в мире", стало то, что все ее участники: Владимир Драбо, Николай Дубовик, Виктор Радкевич, Юрий Судак, Александр Борисов, Николай Тукан, Виталий Мазуркевич и Андрей Шеин вернулись домой живыми и здоровыми.

Кстати, информационная поддержка "Советской Белоруссии" также сыграла свою роль при проведении "Полярного кольца". Во время следования многие северяне сообщали, что о белорусской экспедиции они уже знают тоже из газеты "Союз". А по возвращении оказалось, что приобретением наших вездеходов заинтересовались в Новгороде, узнав об этих машинах тоже из "Союза". Кроме того, корреспондент "СБ" также принимал участие в первом этапе этой экспедиции.

Однако, кроме информационной поддержки, была поддержка материальная и техническая. Экспедиция вряд ли бы состоялась без содействия Администрации Президента, Совета Министров, Палаты представителей Национального собрания, Министерства связи, Министерства спорта и туризма, Министерства промышленности, ОАО "Минский подшипниковый завод", БШК "Белшина", РТЭПО "Беларустурист", Госкомитета погранвойск, Белорусской железной дороги, концернов "Белнефтехим" и "Белгоспищепром", ГПО "Мясомолоко", ПО "Химволокно" и десятков других предприятий и организаций, которые внесли свою лепту в проведение этого экстремального путешествия.

Можно напомнить, что одной из целей экспедиции была популяризация арктической техники, выпущенной на белорусских предприятиях. И вот, по словам Владимира Драбо, на июнь намечена его встреча в Москве с губернатором Чукотки Романом Абрамовичем. На встрече речь пойдет о возможности приобретения наших вездеходов для этого заполярного региона.

Однако "Полярное кольцо" на достижении Тихого океана не заканчивается. Уже сейчас идет подготовка ко второму этапу этой комплексной арктической программы. В следующем году белорусские путешественники намерены пройти либо по маршруту Аляска - Канада - Гренландия, либо Россия - Северный полюс - Канада, а через год замкнуть "кольцо" и завершить первое в мире арктическое комплексное путешествие. Каким образом пройдут эти путешествия - посмотрим, однако сами полярники к ним готовы, да и начало уже положено...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter