У добрососедства свои четкие правила

О новом Жилищном кодексе

87 процентов квартир и домов у нас — в собственности. По этому показателю мы опережаем страны Европы с их вековыми устоями и традициями капитализма. До сих пор дом был крепостью. В худшем случае за ненадлежащее поведение владельца жилья можно было оштрафовать, измотать жалобами. Новый Жилищный кодекс, принятый во втором чтении Парламентом, крепость рушит. Собственность в некоторых случаях прикосновенна!


Сообщив читателям эту важную новость, потеряла покой. Оказывается, многие с нетерпением ждут, когда драконовские меры можно будет применять! И их мнения, выводы и убеждения меня лично очень пугают. Вот фрагмент одного телефонного разговора.


— Когда в «СБ» будет напечатан текст нового Жилищного кодекса? — на другом конце провода властный немолодой женский голос.


— Возможно, как только будет окончательно принят, — размышляю вслух. — Хотя документ слишком объемный для публикации в газете. А вам это зачем?


— Я ненавижу своего соседа! Он — вор. Учит платно дочку в Минске. Каждый год меняет машины. Ставит их у меня под окном!


— Ворует — вызовите милицию...


— Вызывала, они с ним заодно! Прекратили со мной переписку. А он создает мне невыносимые условия для жизни!


И так далее в том же духе. Другая моя собеседница не на шутку расстроилась, узнав, что, вероятнее всего, кодекс начнет действовать с 2013 года. Ее тоже беспокоят соседи. С верхнего этажа. Сделали евроремонт, положили плитку, ламинат на пол: «И теперь специально ходят, ворочают мебель каждую ночь! Я не могу отдыхать! Не сплю ночами! Исполком не реагирует. Все куплены!»


Эти люди, звонившие мне на минувшей неделе, надеются выселить, точнее, переселить своих соседей. Поводом для игры воображения стала статья 155 нового Жилищного кодекса, которая действительно позволяет применить такую крайнюю меру к собственнику, если он делает невозможным для других проживание с ним в одном жилом доме, ограничивая своими действиями их права и законные интересы. Но где проходит грань между интересами одного человека и правами другого? Виноваты ли соседи сверху в панельном доме в том, что из–за созданных архитекторами и строителями конструкций слышимость — как в оперном театре? И как объяснить это ребенку, который бегает и прыгает каждую секунду и действительно создает невыносимые условия бабушке из соседней квартиры, у которой и без того бессонница? А если бабушка будет писать и требовать торжества закона, потому что ее проживание рядом с шумной многодетной семьей в самом деле дискомфортно?


Еще свежий пример. В ЖЭС поступила жалоба по поводу плохой работы вентиляции на верхних этажах дома. Мастер обзвонила квартиры по стояку. Открыли дверь на первом этаже. Обнаружила нишу. Хозяйка купила квартиру с таким переустройством. Но ни риэлтеры, ни коммунальные службы этого не замечали. Да и мастер не придала особого значения факту. К слову, точно такие же ниши устроены и в соседних квартирах, где специалисту ЖЭСа просто не открыли дверь. Итог. Через несколько дней владелица квартиры с нишей получает предписание. Ей объясняют: в вашей квартире грубейшее нарушение, устранить которое надлежит в течение... трех дней! В противном случае — административное взыскание и штраф. Похожие предписания нынешней весной получили жители частного сектора в Советском районе Минска. Покрасить заборы и покосить траву возле строений некоторым собственникам чиновники предлагали за два дня! Не сделаете — исход тот же: зафиксируют факт административного правонарушения со всеми вытекающими последствиями. Теперь, с принятием нового Жилищного кодекса, очень даже далеко идущими. Три такие бумажки — и с вещами на выход?


Я не о том, что жесткую норму неправильно ввели в кодекс. Она нужна. Не буду спорить. Однако теперь, когда под кодекс начнется разработка подзаконных нормативных актов, постановлений Правительства и приказов министерств, надо четко помнить, что правовая культура населения у нас далеко не такая, как в Европе. Она у нас, можно сказать, в самом что ни на есть зачаточном состоянии. Значит, каждое действие чиновника, составляющего предписание, нужно зафиксировать по пунктам: за что, кому, как и когда. Иначе они в своем рвении выслужиться и не задумаются о том, что покрасить забор или убрать нишу в кухне — дело не одного или двух дней. Тем более для пенсионера. И термины «делает невозможным для других проживание с ним» или «ограничивая действиями права и законные интересы других граждан» надо так расшифровать, чтобы, читая их, граждане не грезили отомстить соседу за то, что дочь он платно учит в Минске...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter