Где настоящая родина тюльпанов?

Тюльпаномания

Недавно у нас спор возник с коллегой насчет родины тюльпанов, моих любимых цветов. Коллега говорит, что вот, мол, был в Нидерландах, так там говорят: мы — их родина. Ха! — отвечаю. Родина тюльпанов — Турция, это любой турок знает. Пройдите по Стамбулу и другим городам — весь текстиль, скатерти, покрывала и прочие салфетки — все с изображениями тюльпанов. Зайдите во дворец Топкапы — сплошные тюльпаны, хотя, конечно, нужно научиться различать их изображения среди прочих завитков. Но мы научились. Коллега не сдается: я вот, говорит, в бывшей советской Средней Азии был, так там уверены, что это они — родина тюльпанов. В общем, каждый остался при своем мнении.

ФОТО РЕЙТЕР

Ну что ж, Роман, должна признать: ты прав. Центр происхождения тюльпанов и место, где разнообразие их видов особенно велико, это северный Иран, Памир и Тяньшань. Но и я в общем–то не ошиблась: культивировать их начали именно в Турции. Я тебе больше скажу: у самого названия этого — тюльпан — турецкое происхождение: от слова «тюрбан». Уже в XI веке сельджуки видели в тюльпане символ мира, спокойствия и обновления. О тюльпане писали Омар Хайям в XII веке и Саади в XIII. А в средневековой Европе о таком цветке ничего не знали — по крайней мере, ни в одной византийской хронике и ни в одном западноевропейском тексте тех времен упоминаний или описаний этих растений нет. Зато Стамбул и сегодня — город тюльпанов. Когда султан Мехмед II (1432 — 1481) захватил Константинополь и стал его превращать в Стамбул, именно тюльпан стал символом его династии и империи, а потому мы и сегодня видим эти прекрасные цветы там повсюду — на рельефах, фресках, плитках и тех самых скатертях и салфетках, которые так любят привозить из Турции туристы. И это ведь при том, что в XV веке османы еще даже не начали заниматься селекцией — они просто высаживали во дворцовых садах те многочисленные виды и разновидности, которые им присылали со всей огромной империи. Кстати, во дворцах шахов Афганистана и Ирана занимались тем же — любовались великим разнообразием цветущих тюльпанов. Европа оставалась в неведении, хотя к прекрасному, несомненно, тянулась. Просто в то время в ее списке прекрасного тюльпанов не было.

При султане Селиме II (1524 — 1574) цветоводство достигло такого размаха и масштаба, что цены на луковицы пришлось регулировать специальным султанским указом — во избежание спекуляций и финансовой катастрофы. То есть именно того, что случилось потом в Нидерландах. Первые тюльпаны попали в Европу в 1530 году через Португалию, но остались незамеченными. Настоящая тюльпаномания началась после кражи луковиц из Венского ботанического сада. Сегодня не все помнят, но в то время Австрийская империя Габсбургов граничила (и постоянно воевала) с Османской.

Ну а в начале XVII века понеслось — тюльпаны стали выращивать не только аристократы в своих садах, но и купцы, разбогатевшие на торговле с колониями. В Голландии их было много, и тюльпаны зацвели там буйным цветом, сначала сводя с ума своей красотой, потом своими ценами. В момент наивысшего расцвета (не тюльпанов, а торговли) цена одной (!) луковицы равнялась цене дома. Такие случаи были, конечно, единичными: изучающая вопросы тюльпановой торговли в Нидерландах профессор Анн Голдгар нашла только 37 случаев, когда за луковицу платили более 400 гульденов, а хороший дом стоил около 5.000 гульденов. Но и 400 гульденов, скажу я вам, деньги нешуточные — это равнялось годовой зарплате неквалифицированного работника.

Так выглядит с высоты знаменитый тюльпановый парк «Кёкенхоф»
ФОТО РЕЙТЕР

Тут надо отметить, что больше всего эстетствующие голландцы ценили многолетние растения за их способность менять цвет: в один год из этой луковицы вырастает красный тюльпан, а потом — глянь–ка! — в следующем году на его лепестках возникают всполохи и оттенки совсем другого цвета. Такие тюльпаны были самыми дорогими. Представляю, как сегодня удивились бы голландцы, готовые расстаться с домом (хотя наверняка не с последним) ради этой ускользающей красоты, если бы узнали, что вот так меняли оттенки только больные цветы, которым совсем недолго осталось.

Настоящее тюльпановое сумасшествие было очень ярким — как сам цветок и недолгим — как его цветение. В конце 1636 года цены подскочили до невиданных высот, а 6 и 7 февраля 1637 года рухнули. Бамц — и никакого тебе дома за луковицу, ни даже чьей–то годовой зарплаты: предложение превысило спрос, и тюльпаны перестали быть чем–то уникальным. И это, считают историки и экономисты, было первым так точно зафиксированным пузырем в мировой финансовой истории.

Некоторые говорят, что это было и первой торговлей фьючерсами, хотя такое понятие тогда еще не возникло. Луковицы ведь оставались в земле почти весь год, пока ими торговали, обмен денег на луковицы проводился в мае–июле. Поэтому, утверждают историки, никто в каналы и не бросался с горя и банкротства, когда в феврале 1637 года пузырь лопнул: большинство договорившихся о покупке деньги еще не передали. Поэтому экономика Нидерландов не рухнула, а любовь к тюльпанам сохранилась.

Сегодня фестивали тюльпанов проводят и в Стамбуле, и в Голландии, но самый знаменитый — тот, что в Голландии (хотя, возможно, турки считают это несправедливым). А еще в Нидерландах сегодня около 1.800 видов на продажу выращивают. Так что, Роман, и ты был прав, когда говорил про Голландию — родину тюльпанов. Многие сорта именно там и родились. Хорошо, когда любой спор заканчивается, как наш, — когда все правы. Эх, как долго еще ждать новых тюльпанов!..

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter