Тысячу лет спустя…

Раскопки курганов на Стародорожчине преподнесли сюрприз

Археологические раскопки древних курганов на Стародорожчине дали неожиданный результат

В школьном сочинении «Как я провел лето…» в первые дни нового учебного года им, девятнадцати школьникам из Старых Дорог, уж точно будет о чем написать. Самое главное — интересный приключенческий сюжет для этого с тайнами и — не поверите — даже поиском драгоценностей имел место в реальности. Где? Здесь же, на территории родного района, у деревни Пасека. Запомните это название. Скоро оно войдет в исторические и энциклопедические словари и справочники.

Посвящение в археологи

На время каникул специальные кисточки, лопаты, скребки и топоры стали для ребят… инструментами познания. Четвертый год ученые Института истории НАН Беларуси проводят на территории Стародорожского района археологические раскопки древнерусских курганных могильников. В местном центре туризма и краеведения детей и молодежи решили: стоит привлечь к этой работе и школьников. Теперь у ежегодных летних туристических лагерей неизменно археологический уклон.

Мы — в палаточном лагере, в этот раз расположившемся в живописном лесном уголке, в зоне отдыха «Сказка». До объекта изучения — курганного могильника, к раскопкам которого под руководством старшего научного сотрудника отдела археологии периода Средневековья и Нового времени Института истории НАН Беларуси кандидата исторических наук Олега Иова ребята только планируют приступить, — больше километра. Столовая в ближайшей школе — за два километра от места «дислокации» юных археологов. Постоянные «марш-броски» ребят нисколько не пугают. Наоборот, лагерь напоминает улей. Похоже, на отдых все накладывает отпечаток: и название деревни, и название зоны отдыха…

— К нам сюда частенько заглядывают родители, чтобы хоть на время окунуться в нашу веселую атмосферу, отдохнуть. Ведь, пока они трудятся на работе, мы добываем ценнейшую историческую научную информацию! И не только. Раскопкам посвящаем 2—3 часа в день, остальное время — это отдых. Конкурсы, игры, походы в лес за ягодами, посиделки у костра и песни под гитару, дискотеки, конечно. Для нас всегда предусмотрена и культурная программа. Например, в прошлом году на раскопки, в лес, приезжали с концертом группа «HandMade», Змитер Войтюшкевич. Но самое волнующее событие — это обряд посвящения в археологи. Мы посвящаем в наши ряды новичков, — наперебой с улыбками рассказывают «бывалые» археологи, «ветераны», как они сами себя называют, Никита Саков, Анастасия Даренских, Ольга Гурбо, Олег Предченко, Полина Гуринович, добавляя: — Не так-то просто стать настоящим археологом. Сначала для этого нужно успешно пройти определенные испытания. Суметь с завязанными глазами найти лопату или без рук в муке — монетку и т.д.

Заинтриговали! Но что это за «ценнейшая историческая научная информация»? О каких тайнах прошлого мы еще не знаем или хотя бы не догадываемся? И почему эти тайны обнаружились здесь, на стародорожской земле?

Закрыть белое пятно

— Древнерусские курганные могильники здесь до нас никто никогда не исследовал. Это — белое пятно в археологии. Цель — на основании полученных материалов более конкретно определить время захоронений, так как на сегодняшний день, в общем, они относятся к X—XIII векам. Вся полученная информация войдет в энциклопедии и другие исторические издания, — отмечает Олег Иов.

Раскопки уже прошли у деревень Пастовичи и Прусы.

Почему Стародорожчина привлекательна для археологической науки, Олег Вильгельмович объясняет просто: эта местность — сердце дреговичской земли. После XIX века, когда дреговичские территории частично изучались наукой, этим больше никто не занимался. Высокая лесистость Стародорожского района позволила хорошо сохраниться здесь курганным могильникам. Возможно, удастся найти также и древние поселения дреговичей. Для района, где нет знаковых памятников историко-культурного наследия, это важно: такие находки позволяют привлекать внимание общества к истории края. А участие в практическом, наглядном изучении прошлого родной земли школьников формирует в них патриотические качества.

Но вернемся к находкам. Они есть. По тому, как об этом говорили «юные ветераны» археологии, было понятно, что обнаруженное в могильниках, хотя и помогает приоткрыть завесу тайны над изучаемым историческим периодом, одновременно ставит новые вопросы перед учеными.

— Стоит сказать: сохранность скелета и всего того, с чем отправляли человека в последний путь, зависит от почвы. Здесь она такая, что целые скелеты обнаружить невозможно. Например, в Прусах при раскопках мужского захоронения мы обнаружили только горшок — в него обычно клали еду. А вот второй курган, где, как выяснилось, была захоронена женщина, открыл некоторую новую информацию. Эта женщина была не из бедных, так как в кургане мы обнаружили восточную дреговичскую бусину очень тонкой филигранной работы, два перстня и две филигранные сережки. Такие украшения мог выполнить в то время только большой профессионал. В отверстии бусины сохранился кусочек ниточки, которая, как выяснилось при лабораторном исследовании, была сделана из шерсти верблюда. Это было для нас неожиданностью, которой, однако, есть объяснение. В то время, в эпоху викингов (X—XI века), большие караваны отправлялись на Волгу, куда со всей Европы и Азии съезжались торговцы. Отсюда шли мех, пенька, мед. Оттуда привозились различные изделия из серебра, арабские дирхемы (серебряные монеты). Видимо, оттуда же и поступила эта бусина и верблюжья нить. Неожиданная находка также обнаружилась и в Пастовичах, где были найдены кольцо очень тонкой ручной работы, выверченное в виде многожильной спирали из высококачественного серебра, о чем свидетельствует лишь незначительное потемнение металла за тысячу с лишним лет, и боевой топор. Хотя специалисты всегда считали, что в этой местности в курганах боевых топоров быть не должно, — рассказывает Олег Вильгельмович.

Что хранит культурный слой?

Удивительная наука археология дает нам возможность сквозь века, да что там — тысячу лет (!), как в данном случае, получать информацию из глубины прошлого, дающую представление о жизни предков. Дети испытывают живой трепет, участвуя в такой работе. И знают ее важные секреты.

— Сначала к раскопкам приступают мальчишки, они снимают дерн лопатами. Затем уже девчонки начинают кропотливо перебирать песок в надежде найти что-нибудь ценное. Кстати, при раскопках могильников земля из них выбирается так, чтобы в центре оставался крест. Он служит еще и своего рода оберегом для археолога. Затем слой за слоем снимается земля с креста, в основании которого, как правило, и обнаруживаются останки человека и то, с чем его отправляли в последний путь. Все это очень интересно. Особенно любопытно посмотреть на украшения того времени... Ведь обычно нам попадаются женские курганы, определить которые можно даже по их небольшому размеру, — со знанием дела говорят Ольга Гурбо и Анастасия Даренских.

Олег Иов дополняет школьниц: труд ребят облегчает то, что, как правило, все захоронения здесь находятся у подошвы курганов — на материке. Традиция хоронить в ямы появилась у наших далеких предков в более поздние века. Кстати, вся полученная по результатам археологических раскопок информация становится предметом серьезных исследований, с которыми широкая аудитория ученых ежегодно знакомится в рамках проводимых в Институте истории НАН Беларуси международных конференций. Однако сами находки после детального изучения специалистов становятся экспонатами местных краеведческих музеев.

Р. S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что в кургане под Пасекой также обнаружены ценные находки — перстень, серьга, два поясных кольца, принадлежавшие мужчине. Ученым предстоит проанализировать полученные материалы.

На снимке: о том, чтобы лето не кончалось, мечтают юные археологи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter