Тяжелый участок

Скоро два года, как предприниматель пытается открыть свое дело. Что мешает?..

Скоро два года, как предприниматель пытается открыть свое дело. Что мешает?


— Как вы думаете, сколько времени требуется, чтобы получить разрешение на аренду земли под строительство автомойки? — мужской голос в телефонной трубке звучал ровно, спокойно.


За день в витебском корпункте «СБ» звонков раздается немало. Признаюсь честно: этот заинтриговал сразу. Но чтобы сориентироваться, в чем дело, я выдержал паузу. Голос тем временем продолжал:


— Скоро два года будет, как я этот вопрос решить не могу. Как у Гоголя в «Заколдованном месте», помните: не вытанцовывается и все тут!


Спустя несколько дней пенсионер Владимир Сазонов, с которым мы общались по телефону, встречал меня на автостанции в Новолукомле.


Владимир Архипович — человек бывалый. По профессии инженер–теплотехник, он монтировал оборудование ТЭЦ в Москве, АЭС в Курске, Десногорске, Финляндии, возглавлял монтажное предприятие в родном Новолукомле. Как–то разработал технологию, по которой отходы, остающиеся после очистки емкостей от мазута, вместо того чтобы закапывать в землю, можно было превращать в топливо для небольших котельных. Его младший сын Сергей внедрял новинку в Краснодарском крае. Вернувшись в Беларусь, собирался заниматься тем же. Но дома эта тема большого интереса не вызвала. Поэтому, когда пенсионер Сазонов вместе с сыновьями собрался создать семейный бизнес, профиль решили поменять и открыть первую в Новолукомле автомойку.


— Город большой, не бедный: автомобилей около 4,5 тысячи, — рассуждал глава семьи. — Автолюбителям удобно было бы. Да и экологи говорят, что не дело, когда грязные машины прямо в гаражных кооперативах или, еще хуже, в озере моют. В апреле 2007–го старший сын Евгений зарегистрировался как ИП, и тогда же, чтобы получить землю в аренду, мы отнесли документы в «одно окно» Новолукомльского горисполкома.


По инстанциям, признается Владимир Архипович, намеревался проскочить, словно на лихом коне. Но не тут–то было. Первые сложности возникли в конце лета. Выяснилось, что пакет документов, отправленный из Чашникского райисполкома в Витебск, где–то затерялся.


— В райисполкоме помогли оформить документы повторно, и в декабре мы узнали, что участвуем в тендере на землю, — восстанавливает ход событий Сазонов. — В феврале 2008–го сын его выиграл, и мы уже обсуждали, что и как построим на участке, выделенном между автотранспортным предприятием и газозаправочной станцией.


Полгода, которые институт «Витебскгипрозем» оформлял документы, показались вечностью. Однако и после того, как бумаги были готовы, злоключения не закончились.


— С участком вышло досадное недоразумение, — не скрывает главный архитектор Чашникского района Елена Кашпар. — Оказалось, что под ним проходят четыре силовых кабеля, питающих хлебозавод и завод «Этон», а также канализационный коллектор. Строить там нельзя категорически! Руководители этих предприятий не являлись членами комиссии по выбору земельного участка. Но даже если бы они и входили в ее состав, ничего не изменилось бы. На планах, составленных в начале 70–х, обозначено, что коммуникации проходят по–другому.


Чтобы исправить нелепую ситуацию, горисполком участок заменил. Место напротив новолукомльского филиала ОАО «Молоко» Сазонову, который снова с нетерпением ждет, когда документы сына вернутся из «Витебскгипрозема», нравится даже больше. Но масла в огонь подлила районная налоговая инспекция. Видя, что формально участок выделен, она обязывает предпринимателя платить налог на землю.


— За что платить, ведь реально участка у нас еще нет? — недоумевает Сазонов. — На решение суда, состоявшегося по этому гражданскому делу, мы написали возражение.


В Новолукомльском горисполкоме обещают: на следующем судебном заседании обязательно объяснят налоговикам, что ситуация возникла нестандартная.


В день моего приезда в Новолукомль Владимир Сазонов узнал, что из «Витебскгипрозема» в Чашники пришли документы на второй участок. Теперь у него появился шанс еще в феврале «втиснуться» в решение райисполкома о выделении земли. Провожая меня на автостанцию, Владимир Архипович показал уже практически готовое здание будущего шиномонтажа, стоящее рядом с его первым, «несчастливым» участком.


— Решение о выделении земли мы с этим предпринимателем в один день получали, — вспоминает Сазонов. — Он уже почти построился, а мы... Поймите правильно, я ведь ни на кого жаловаться не хочу. Вроде бы и городские власти двумя руками «за», и землеустроители местные стараются помочь, но время идет, финансовая ситуация меняется, ставки по коммерческим кредитам растут. А дело стоит. Обидно, что такая нелепая ситуация в принципе возможна. И от нее никто не застрахован.


Компетентно


Виктор Якуненков, заместитель начальника управления развития предпринимательства и потребительского рынка Витебского облисполкома:


— Обычно подобные вопросы решаются в течение месяца. Бывают ситуации, когда у участка есть хозяин и необходимо, чтобы он согласился передать его в аренду предпринимателю. Тогда процесс затягивается. Но здесь, насколько я понимаю, случай иной. Совершенно нехарактерный.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter