Тяжелый металл

За кулисами одного уголовного дела

За кулисами одного уголовного дела


Все началось со звонка в дежурную часть Октябрьского РОВД Могилева. Звонили с ремонтно–механического завода, входящего в состав одного из крупнейших предприятий города. «Остановите это безобразие! — взывал невидимый собеседник. — Иначе эти ворюги весь цех растащат! Вывозят металл машинами, вот и сейчас за ворота выезжает очередной грузовик!»


Конечно, информация заслуживала внимания, за таинственной машиной было решено проследить.


Подпольный склад


Ничего не подозревавший водитель подъехал к шикарному коттеджу в районе Подниколья. Когда грузовик заехал во двор, за ним закрылись ворота. Оперативники подоспели, когда разгрузка шла полным ходом — четверо мужиков освобождали кузов от металлических листов, труб, дефицитных деталей. Были взяты с поличным хозяин коттеджа — заводской сварщик, водитель и два слесаря. Груз не тянул на особо крупный размер, но оперативники сразу смекнули, что работяги без помощи свыше этого рейса не выполнили бы.


При обыске в коттедже обнаружился не только склад металлов, преимущественно цветных, но и подпольное производство: сварщики научились из украденных листов железа делать котлы, печи для бань. Так увеличивалась прибыль дельцов: одно дело торговать «сырьем», совсем другое — дефицитными изделиями.


Когда стало ясно, что за «цеховиками» кто–то стоит, возбудили уголовное дело по статье «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями» и передали в управление предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома.


Задержанные рабочие молчать не стали — назвали всех, кто давал им указания вывозить и прятать металл. В течение трех суток следствие выявило 9 участников преступной группы: руководителей участков, мастеров, старших мастеров. Их задерживали по дороге на работу, на дачах, в гостях. Следователь, распутывающий этот клубок, дал громкому делу точное кодовое название — «трубадуры». Ведь участники группировки и в самом деле торговали крадеными трубами и дурили свое предприятие. Причем не месяц, не два, а... три года.


Проанализировав звонки с мобильников подозреваемых, изобличили и охранника, выпускавшего грузовики с завода за мзду. Стало ясно, есть еще и некий «большой босс», но в отличие от рабочих мастера и начальники участков не выдавали организатора преступления.


Любительский фильм


Неизвестно, сколько времени потребовалось бы на установление «главного трубадура», но вмешался случай.


В следственное управление вдруг пришла жена задержанного мастера Федорова и... положила на стол видеокамеру: «Не заинтересует ли вас такой материал?»


В милиции изучили видеозапись. На одном из кадров вместе с подчиненными машину разгружал... сам начальник цеха Холецкий, на другом мелькнул номер бобруйского грузовика.


Нашлось и еще одно подтверждение вины этого руководителя. Допрошенная кладовщица рассказала, что, когда на ее складе образовались излишки дефицитных деталей на десятки миллионов рублей, она доложила об этом Холецкому, а тот успокоил: «Не бойся, оприходуем!» По накладным несуществующих фирм он «принял» товар, отразив в документах задолженность липовым поставщикам.


Как любительский фильм попал в руки молодой дамы, до сих пор остается загадкой. Возможно, она хранила запись, чтобы в случае чего подстраховаться от возможных угроз. А когда Федорова забрали, то, посчитав Холецкого всесильным, потребовала от него облегчать участь супруга. Или, возможно, лишившись кормильца, нигде не работавшая дама рассчитывала на материальную помощь, которой не получила. Впрочем, какими мотивами она руководствовалась, следствие не выясняло. А вот бобруйский грузовик, мелькнувший в кадре, милиционеров, напротив, весьма заинтересовал.


Случайный прохожий?


Сразу возникли подозрения, что на машине с бобруйскими номерами приезжал скупщик краденого. Правда, когда водителя нашли, вышло, что он ничего не знает. Просто наглядно знакомый бизнесмен попросил выполнить выгодный рейс в Могилев. Фамилию заказчика шофер забыл. Когда стали интересоваться, как пассажир выглядит, не особо наблюдательный автовладелец занервничал, стал размахивать руками, пробуя его описать: «Ну он такой, даже и не знаю, как вам сказать...» И вдруг лицо водителя прояснилось: «Так вот же он идет!» Надо ж было такому случиться, что в довольно крупном городе разыскиваемый человек как раз в то самое время проходил мимо. И почти сразу подтвердил, что действительно купил большую партию краденого металла, чтобы по левым накладным продать его на местное предприятие.


Проигрывать надо уметь


Арестованные инженерно–технические работники, к их чести, повели себя весьма достойно: в молчанку играть не стали, но и не начали, как это часто бывает, обвинять в чем–то друг друга. Каждый честно взял свою часть вины на себя. А еще начальник цеха Холецкий обронил надолго запомнившуюся следователю фразу: «Мы нигде не пропадем, даже на «зоне»!» Кстати, у инженеров оказались мозолистые руки: вместе с взятыми в долю рабочими они частенько грузили–разгружали товар. Работы начальники не боялись.


Руководство предприятия, узнав о случившемся, сначала набросилось с претензиями не на «трубадуров», а... на милицию: «Вы лишаете нас лучших кадров! Это труженики, профессионалы». Собственно, они такими и были — грамотными, работоспособными, но, как говорится, попутал бес.


В дирекции не скрывали, что, освободившись из заключения, все эти люди смогут опять прийти на завод — их возьмут с удовольствием. Пусть и не на прежние, а на более скромные должности.


И все же, если бы «металлистов» не остановили, экономическая безопасность предприятия была бы поставлена под угрозу.


Суд, перед которым предстали 11 человек, длился почти год — заседания прерывались, назначались дополнительные экспертизы. Холецкого приговорили к 9 годам лишения свободы, его «помощников» — к различным срокам от 3 до 6,5 года. Самое мягкое наказание получил бобруйский скупщик — три года ограничения свободы. Приговор «металлисты» не обжаловали, вину свою полностью признали. Следственное управление предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома попросило фамилии этих людей в статье изменить.


Компетентно


Жанна Борисенко, старший следователь по особо важным делам следственного управления предварительного расследования УВД Могилевского облисполкома, подполковник милиции:


— С такими масштабами мы столкнулись впервые — были доказаны хищения на сумму свыше 170 миллионов рублей, орудовала большая группа работников цеха. Конечно, мы рады, что сумели остановить хищения на предприятии. И все же очень жаль, что грамотные, образованные, внушающие уважение люди так бездарно распорядились своими знаниями, своими возможностями: нанесли огромный ущерб предприятию, будущее которого им не могло быть безразличным, запятнали свою репутацию, понесли тяжелое наказание.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter