Безбарьерная среда в Минске

Тяжелые на подъем

На днях с мужем инвалидом-колясочником поехали в администрацию Ленинского района Минска, — обратилась в редакцию минчанка Елена Кузьмич
На днях с мужем инвалидом-колясочником поехали в администрацию Ленинского района Минска, — обратилась в редакцию минчанка Елена Кузьмич. — К Маяковского, 83 прибыли на такси, вышли на остановке с противоположной стороны. Чтобы попасть в учреждение, нужно было перейти дорогу по подземному переходу. Задача несложная, если учесть, что в тоннеле установлены подъемные платформы. Вот только оказалось, что устройства не работают».

13 DSC_2574 - 500.jpg


Я выехала на место и убедилась: действительно не работают. Причем, как выяснилось после небольшого рейда, не только в этом переходе.

Все та же улица Маяковского, возле дома № 154 еще один подземный спуск. К счастью для колясочников, здесь установлены две платформы. Запустить их, подсказывает рядом висящая инструкция, просто — нажимаем кнопку «ВЫЗОВ». Но обещанного «автоматического раскладывания» не наблюдается. Пробую еще раз — снова ничего. Подхожу к соседней платформе — результат аналогичен. «Тут рядом, на Денисовской, эти устройства тоже не работают, — заприметив мои старания, жалуется молодая мама Валерия. — В воскресенье хотели с мужем свезти по платформе коляску, но так и не смогли запустить механизм».
Может, к середине недели ситуация изменилась? Иду, проверяю. Оказалось, нет.

Заезжаю на Неманскую. И снова «ВЫЗОВ» — а в ответ тишина. «Вчера с сыном-«колясочником» пробовали запустить, безрезультатно, — подходит Алексей Федорович. — Значит, уже минимум второй день не работает».

Есть наклонные лестничные платформы и в переходах метро, заодно решаю проверить их. Начинаю со «Спортивной», подхожу к спуску, который ведет к Ледовому дворцу. Оказывается, самостоятельно включить устройство нельзя, нужно вызывать оператора. Звоню. «Что вы хотели?» — отвечает на том конце женский голос, из-за шума с улицы его не очень слышно. «Собираюсь провезти друга-инвалида. Как это можно сделать?»

Через минуту сотрудница уже здесь. Объясняет: «Позвоните, и мы сразу подойдем».

— А если буду с коляской, поможете? – спрашиваю, глядя на правила пользования.

— Думаю, в этом случае и справитесь с помощью спуска. Зачем лишний раз дергать дорогое устройство, — поясняет специалист.
Едем на «Молодежную». Звоним оператору, рассказываем о прогулке для друга-инвалида. Женщина обещает подойти. Проходит десять минут, ее все нет. Перезваниваем, прибегает, извиняется: «На станции нет специалиста, который может подключить платформу, выясняла, через сколько минут, если понадобится, подъедит сотрудник  со «Спортивной». Сказали, через пять-десять. Либо сориентируйте, когда и во сколько собираетесь подъехать, и я вызову его заранее».

— А если времени мы не знаем, а ждать не сможем? — продолжаю расспросы.

— Тогда идите к дежурному милиционеру, ребята у нас неплохие. Думаю, коляску со ступенек снесут без проблем, — советует девушка.

Прощаемся, следующая станция в маршруте — «Михалово». Оператор тут менее приветливая: «Платформы пока не работают. На «Грушевке» и «Петровщине» тоже, со всеми вопросами — к начальству». «Хорошо», — говорю и сажусь в поезд, идущий до «Борисовского тракта».

Пытаюсь дозвониться до оператора возле одной платформы, потом возле другой — на связь не выходят. Пожав плечами, иду в сторону перрона. «Девушка, стойте, — тормозит милиционер, вместе с ним, грозно поглядывая на меня, подходит контроллер. — Вы что хулиганите? Зачем звоните оператору, вы же не на коляске».
Рассказываю им о возможной прогулке с другом-инвалидом. Оба меняются в лице, заметно, что им неловко. «Правда, у нас на станции нет специалиста, который может подключить платформу. Будем вызывать кого-то с соседней, поэтому минут десять придется подождать. А за то, что налетели, простите, в последнее время хулиганов у нас стало много: звонят и убегают».
Выхожу из метро с одной мыслью: все-таки в нашей безбарьерной среде еще немало барьеров.

КСТАТИ

Андрей КУЗЬМИН, пресс-секретарь Минского метрополитена:

— Для людей с ограниченными возможностями в переходах метро предусмотрено 23 лифта и десять наклонных лестничных платформ. Еще 12 платформ, правда, пока не работающих, есть на «Грушевке», «Михалово» и «Петровщине». Подключим их в ближайшее время. Кроме того, на этих станциях, а также на «Партизанской» и «Автозаводской» в этом году появилось по одному гусеничному подъемнику. Такие устройства, если понадобится и будут заявки от горожан, закупим и для других переходов. Каждый из них хоть и стоит около 70 миллионов рублей, зато не требует особых затрат на установку.

Павел СТАСЕВИЧ, главный инженер предприятия «Горавтомост»:

— Сейчас в переходах Минска установлены 54 наклонные лестничные платформы, за которыми следят три электромеханика. Основная причина, по которой устройства могут не работать, — вандализм. С ним мы, кстати, сталкиваемся довольно часто. Например, 10 августа несколько горожан разломали четыре платформы в переходе на пересечении проспекта Рокоссовского и улицы Плеханова. Механизмы ремонту не подлежат, а ущерб составил более 50 миллионов рублей. Или еще, в переходе на улицах Маяковского — Солнечной недавно сломали механизм подъема, устройство уже заказано. Но пока мы его ждем, понятно, что платформа не работает. Таких случаев могу перечислить множество, поэтому, если люди хотят, чтобы в их городе что-то было, пусть научатся это беречь.

Екатерина ПАНТЕЛЕЕВА
panteleeva_katya@mail.ru

Фото Алины КАСЕЛЬ


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter