Тяжба на ровном месте. Она случается, если у двух юристов три мнения

“Во время действия контракта А.Бараченя был осужден и признан виновным в краже имущества с территории предприятия. В том же году за прогул без уважительной причины ему объявили выговор. Мы отказали недисциплинированному работнику в продлении контракта. Но суд Солигорского района восстановил его на работе. Как после всего происшедшего такой мастер может возглавлять коллектив?”

В письме заместителя генерального директора РУП “ПО “Беларуськалий” Анатолия Махлая в редакцию ощущается неподдельная обеспокоенность нестандартной ситуацией. Действительно, в апреле 2007 года суд Солигорского района признал мастера управления железнодорожных перевозок Второго рудоуправления “Беларуськалия” Александра Бараченю виновным в тайном хищении имущества, совершенном группой лиц, и назначил  ему наказание в виде ограничения свободы сроком на два года без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Александр Михайлович направил кассационную жалобу в коллегию по уголовным делам Минского областного суда. Тот оставил приговор без изменения, подтвердив, что он с машинистом Николаем Серооким ночью похитили и тайно вывозили на тепловозе с промплощадки рудоуправления металлические конструкции стоимостью более чем в пять миллионов рублей. От увольнения мастера спасло то, что  украденное имущество принадлежало не его нанимателю, ПО “Беларуськалий”, а сторонней организации... Где-то месяц спустя был зафиксирован прогул А.Барачени, который, согласно коллективному договору между администрацией и профсоюзными организациями, также “тянет” на увольнение, но на защиту Александра Михайловича встал Независимый профсоюз горняков...
Когда истек срок действия трудового контракта с А.Бараченей, который был заключен на пять лет, администрация “Беларуськалия” решила расстаться с работником, потерявшим ее доверие. Контракт не продлили, мастера уволили. На основании п. 2 ст. 35 Трудового  кодекса и с соблюдением условий пункта 2.7 коллективного договора, где написано: “По истечении срока действия контракта по соглашению сторон контракт с работниками, не достигшими общеустановленного пенсионного возраста, продлевается, если в течение срока действия предыдущего контракта работник не имел дисциплинарных взысканий за грубые нарушения трудовой и производственной дисциплины (прогул без уважительных причин, появление на работе, территории предприятия в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков... совершения по месту работы хищения имущества нанимателя)”. Кроме того, в тарифном соглашении между концерном “Белнефтехим”, Республиканской ассоциацией предприятий промышленности “БелАПП”, Независимым профсоюзом горняков и профсоюзом работников химической промышленности констатируется, что перезаключение контракта производится с “работниками, добросовестно работающими, не допускающими нарушений трудовой и исполнительской дисциплины”.
Белорусский независимый профсоюз РУП ПО “Беларуськалий” — Независимый профсоюз горняков подал в суд Солигорского района иск в интересах А.Барачени к РУП “ПО “Беларуськалий” о восстановлении его на работе. Суд установил, что вся процедура увольнения была соблюдена. Но констатировал, что А.Бараченя воспитывает дочь от первого брака в связи с лишением его бывшей жены родительских прав, выплачивает алименты на содержание сына, к тому же по условиям коллективного договора учитывать дисциплинарные взыскания в течение всего срока действия контракта противоречит Трудовому кодексу. И решил: Александра Бараченю восстановить на работе в должности мастера...
Это вызвало недоумение у руководства “Беларуськалия”. Да, судья вправе учитывать семейное положение человека, но может ли только поэтому навязать предприятию работника, которому оно не доверяет — задаются вопросом на “Беларуськалии”. Там, кстати, с начала года уволили 72 работника за
пьянку, 29 — за прогулы, 3 — за хищения. К тому же в производственном объединении вызвало недоумение заключение суда о противоречии Трудовому кодексу отдельных пунктов колдоговора. А ведь он был подписан в том числе и председателем Независимого профсоюза горняков И.Перминовым. Странно, что юрист Белорусского независимого профсоюза А.Скрипаль оспаривает в суде действие одного из пунктов этого договора... Встретиться с журналистом А.Скрипаль отказался, дескать, вокруг рядового увольнения и без того много шума. Предложил ознакомиться с обоснованием требований истца, где все сводится к одному: пункт 2.7 коллективного договора в сравнении с тарифным соглашениями ухудшает гарантии продолжения трудовых отношений работника А.Барачени, так как устанавливает дополнительные, более жесткие условия для  заключения контракта...
Наша встреча с Александром Бараченей состоялась на проходной Первого рудоуправления, где он сейчас работает. Александр окончил железнодорожный техникум, по выбранному профилю работает 14 лет, заочно учится в институте. И не понимает, почему собрались от него избавиться, если рядом процентов 40 разных должностей занимают работники без специального образования. Судебное решение о его виновности в воровстве он, похоже, не считает достаточным для этого основанием.
— А хотите  услышать фамилии тех, кто понес наказание за хищение имущества “Беларуськалия” и тем не менее занимает ответственные должности? — пробует загибать пальцы Александр, и тут же: — Ну, сократят, лишат заработка меня, отца-одиночку, дочь что, под опеку государства отдадим? Кому от этого будет легче?
Руководитель управления железнодорожных перевозок Второго рудоуправления, где произошел конфликт, от комментариев отказался. А на имя генерального директора ПО “Беларуськалий” от его подчиненных пришло письмо: “Примерно два года назад “прогремел” случай воровства с участием мастера  Барачени А.М. Последний был осужден судом, но благодаря хорошим адвокатам с предприятия уволен не был. После решения суда он был перемещен со Второго на Первое рудоуправление, а теперь, говорят, готовится вернуться обратно. Руководству управления следовало бы подумать не о его перемещении, а о том, стоит ли вообще заключать контракт с таким работником”.
При рассмотрении поступивших в редакцию жалоб мы всегда руководствуемся принципами  справедливости,  стараясь в первую очередь защитить интересы человека. Вот и теперь передо мной виртуальные весы. На одной их чаше — потерявший доверие руководства Александр Бараченя со своим непростым семейным положением, на второй — интересы “Беларуськалия”. Хочется сказать: оставьте в покое работника! Но чаша предприятия все-таки перевешивает. Если закрывать глаза на воровство, то очень скоро  “Беларуськалий”, дающий хлеб почти 20 тысячам работникам и их семьям, растащат по узлам и деталям... Подобные конфликты должны разрешаться не на уровне эмоций, а только на юридической основе.
Но, как видим, получается это не всегда. И нередко мир в трудовых коллективах рушится только из-за того, что закон допускает разночтения. Нашлась нестыковка в двух юридических документах — и в образовавшуюся щель тут же вклинилась тяжба.
— Мы намерены дойти до Верховного Суда, — говорит Анатолий Махлай. — Ведь условия нашего коллективного договора нисколько не противоречат Трудовому кодексу, кроме того, во всех документах записано: контракт заключается или продлевается по соглашению сторон. Со своей стороны администрация “Беларуськалия” не желает заключать договор  с Бараченей, который не только не имеет морального права руководить людьми, но и  сам требует повышенного контроля. А объединению  его навязывают. Скажите, как нам в такой ситуации наводить порядок, дисциплину в коллективе?
Что на это сказать? В этом конфликте немало вопросов как к одной, так и к другой стороне. Но сегодня главное, чтобы восторжествовал закон, а решение судом было вынесено справедливое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter