Тятя, тятя, наши сети...

Крупная торговля — это не только преимущества для потребителя, но и риски...

Крупная торговля — это не только преимущества для потребителя, но и риски. Министерство торговли озабочено: «Ситуация с развитием торговых сетей может в перспективе негативно отразиться на качестве обслуживания населения». Звучит почти так же тревожно, как у Пушкина. Помните: «Тятя, тятя, наши сети притащили...» Однако каковы причины такого вывода?


На сайте mintorg.gov.by опубликован анализ тенденций на потребительском рынке Минска. Наибольший удельный вес в общем объеме столичного товарооборота, по данным Минторга, занимают сети «ГИППО», «Евроопт», «Пятый элемент», «ДОРОРС». Также отмечается, что отдельные сети развиваются в определенных районах города. Эти процессы, считают в Минторге, могут привести к торговому монополизму на локальном уровне. И противодействовать ему законодательно сейчас нет возможности.


Дело в том, что положение торговой компании признается доминирующим, если ее доля в объеме розничного товарооборота продовольственными товарами — 30 и более процентов. «В пределах границ местного товарного рынка», — уточняется в законодательстве. Местным товарным рынком, как объяснили мне в Министерстве экономики, считаются область, район, населенный пункт. Районы в городах, в том числе в Минске, не являются «самостоятельными административно–территориальными единицами». А значит, и антимонопольное законодательство на территории, например, отдельно взятого Фрунзенского или Советского района столицы неприменимо. Министерство торговли предлагает отрегулировать этот момент.


Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ирина Барышникова напоминает об опыте Москвы, где антимонопольные меры применяются на уровне округов. «Мы должны обеспечивать добросовестную конкуренцию на локальных рынках, — подчеркивает главное собеседница. — Крупные сети зачастую действуют не вполне порядочно: демпингуют, занижают цены и таким образом оставляют не у дел мелкую и среднюю торговлю. А потом, когда удается привлечь клиентов и «положить» конкурентов, цены откручиваются вверх. А покупателям уже некуда деваться». По словам И.Барышниковой, действенные антимонопольные рычаги особенно необходимы сейчас, когда государство уходит от жесткого нормирования цен, предоставляя предприятиям возможность формировать ценовую политику с учетом рыночной конъюнктуры.


«Поддерживаю инициативу Минторга, — эмоционально говорит директор сети небольших продовольственных магазинов «Тридакта» Виктор Маргелов. — Ведь разрастающиеся в Минске гипермаркеты — это как установка «Град»: они «зачищают» конкурентов в радиусе 5 километров. Кстати, опыт соседней Польши показывает, что сворачивается не только мелкая и средняя торговля, закрываются и небольшие производители, с которыми у «гиперов» нет интереса работать». Виктор Маргелов обращает внимание, что крупные торговые сети в Минске принадлежат, как правило, иностранным владельцам: «Поэтому на полках доминирует импорт, часто однообразный. Зайдите, например, в известную российскую сеть. Там российское пиво, российские пельмени... Вольно или невольно поощряя такие сети, мы поощряем импорт. А, кроме того, надо учитывать, что заработанные иностранными компаниями прибыли тоже уйдут за рубеж».


«Я ни в коем случае не предлагаю закрывать гипермаркеты, — расставляет акценты Маргелов. — Но, вероятно, их нужно строить только за МКАД. Чтобы у нас сосуществовали крупная торговля, средняя и небольшие магазины у дома. Тогда будет нормальная конкуренция и у потребителя будет полноценный выбор».


А что по поводу обсуждаемой темы думают в Минэкономики? Как мне удалось узнать, инициатива Минторга сейчас изучается. Конкретные решения, возможно, будут приняты в начале апреля.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter