Тяга к счету

Об итоговой коллегии Минтруда и соцзащиты

Итоговая коллегия Минтруда и соцзащиты по–хорошему удивила живостью и остротой поставленных вопросов. В своем часовом докладе министр Марианна Щеткина говорила о переменах и нововведениях, которые станут явью уже в нынешнем году. Ведь при том, что в 2012 году многие макропоказатели социально–трудовой сферы были выполнены, проблем тут хватает.


Казалось бы, статистика не огорчает. Средняя зарплата в декабре — 552 доллара. То есть сколько планировали, столько и получили. Безработица — 0,5 процента от экономически активного населения. Эта цифра и вовсе претендует на рекорд. Пенсии пересчитывались ежеквартально и не опустились ниже 40 процентов от зарплат. Пособия на детей до 3 лет выросли вдвое. Но министерство беспокоят огромные дисбалансы на рынке труда, излишняя щедрость социальных институтов и демографическая ситуация. К примеру, ни МВД, ни Белстат сегодня не знают точно, сколько же граждан из соседних государств, в частности из России, к нам приезжает и, наоборот, какое количество наших соотечественников отправилось за границу за длинным рублем. И на что существуют 400 с лишним тысяч здоровых работоспособных белорусов, чьих имен нет ни в отделах кадров гос– или коммерческих предприятий, ни в реестрах индивидуальных предпринимателей? Такая ситуация не позволяет анализировать и эффективно управлять рынком труда. Ее надо менять, причем, как считает министр, уже в I квартале хорошо бы разработать механизмы совершенствования учета.


Еще проблема. Количество занятых в экономике снижается, а на предприятиях полно неэффективных, неконкурентных рабочих мест. До апреля появится проект нормативного акта, который позволит переобучать работников, находящихся под угрозой увольнения. Тогда «оптимизация численности» на предприятиях пройдет безболезненно. А почему раздуты управленческие аппараты? Вице–премьер Анатолий Тозик считает, что это следствие доступности высшего образования. Людей с дипломами стало так много, что общество подспудно создает места, на которых они могли бы работать: «Если применить армейскую терминологию, то вузы готовят офицеров, средние специальные учебные заведения — сержантов, а профтехучилища — рядовых. У нас получается на 2 офицеров — сержант и рядовой. Это нормально?» Одна надежда, что зарплаты строителей, сопоставимые нынче с доходами профессоров, очень скоро расставят все на свои места. Многие смекнут: зачем просиживать годами штаны за партой в вузе, если, быстро освоив профессию каменщика, можно иметь неплохой доход? Кроме того, Минтруда и соцзащиты готовит изменения квалификационных требований. Очень может быть, скоро для того, чтобы занять какую–то должность или вакантное место, диплом будет необязателен. Опыт, знания и умения — ценнее.


Недоумение вызывают и расходы Фонда соцзащиты на оплату больничных листов, достигшие за прошлый год 3,7 триллиона рублей. Подсчитано: в среднем каждый работник у нас болеет больше недели в году! Проверки показали, что и к аттестации рабочих мест с вредными условиями зачастую подходят по принципу: как бы не обидеть кого рублем. Частенько больничные и пособия становятся удобным источником дополнительного дохода и предлогом уклониться от работы. Минтруда и соцзащиты настроено жестко против социального иждивенчества. И от слов намерено переходить к делу. Вот что нас ожидает в частности. В ближайшее время комиссии по назначению государственных адресных социальных пособий будут наряду с деньгами предлагать трудоспособным гражданам, обратившимся за помощью, рекомендации по выходу из трудной жизненной ситуации, неисполнение которых (кроме объективных причин) станет поводом во второй раз в помощи отказать. Услуги социальных работников на дому бесплатно получат только совершенно одинокие малообеспеченные граждане. Всем остальным придется соцслужбам заплатить. Причем, возможно, не 1,5 — 3 тысячи в час, как сейчас, а столько, сколько назначат облисполкомы. Если не сам пенсионер, то его трудоспособные дети должны оплачивать и уход за ним. К этому нам придется теперь привыкать.


Кстати, уже с 1 января закрылась лазейка для родственников и знакомых, которые забирают у беспомощных стариков дома и квартиры, помещая их на попечение в дома–интернаты. Теперь туда не могут быть оформлены бесплатно граждане, ухудшившие в течение последних 3 лет свои жилищные условия. Оказывая помощь одиноким старикам, у которых есть недвижимость, государство будет активнее предлагать форму пожизненной ренты. Эта идея уже обкатывается в Минске, и опыт будет распространен на всю страну.


В общем, Год бережливости уже наступил. Государство будет считать и рационально использовать каждую копейку. Ведь, уменьшив госрасходы, как подчеркнул Анатолий Тозик, можно снизить налоги и тем самым создать условия для производства конкурентной продукции. Будет продан товар — появится прибыль, а с ней и больше средств на развитие социальной сферы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter