Ты узнаешь его из тысячи

Тема привлечения иностранных инвестиций в нашу экономику - одна из наиболее актуальных. Инвестиции, конечно, к нам идут, но не столько, сколько надо бы. Известно, что иные зарубежные бизнесмены хотели бы получить белорусские предприятия по дешевке, игнорируя при этом права их работников, но государство дает им четко понять: дармовщинки не будет. В то же время для добросовестных инвесторов включен "зеленый свет". И за примерами взаимовыгодного сотрудничества далеко ходить не нужно...
Тема привлечения иностранных инвестиций в нашу экономику - одна из наиболее актуальных. Инвестиции, конечно, к нам идут, но не столько, сколько надо бы. Известно, что иные зарубежные бизнесмены хотели бы получить белорусские предприятия по дешевке, игнорируя при этом права их работников, но государство дает им четко понять: дармовщинки не будет. В то же время для добросовестных инвесторов включен "зеленый свет". И за примерами взаимовыгодного сотрудничества далеко ходить не нужно...

Во время посещения столичной кондитерской фабрики "Коммунарка" Александр Лукашенко упомянул гомельское СП "Спартак" как наиболее удачный пример работы зарубежного инвестора. "Гражданин США, ответственный предприниматель, не имея контрольного пакета акций, активно занимается модернизацией предприятия, снабжением его сырьем и сбытом продукции. И при этих обстоятельствах находит полное взаимопонимание с государством", - сказал тогда Президент. Значит, золотая середина деловых отношений все-таки существует. И пример "Спартака" - далеко не единственный в стране, но один из самых ярких. В совместное предприятие фабрика превратилась в 1998 году с приходом американской компании "Double star". Сегодня зарубежному инвестору принадлежит около 37 процентов акций, и деловому партнеру этого достаточно, чтобы быть заинтересованным в развитии белорусского предприятия.

- Мы находимся в постоянной динамике, - открывает секрет успешности генеральный директор фабрики Людмила Сусида. - Это непрерывное обновление производства, что позволяет расширять ассортимент и повышать качество продукции. С начала года в основной капитал привлечено более 1 миллиарда рублей инвестиций, из них около 90 процентов направлено на оборудование. В этом политика предприятия, которую поддерживает инвестор, ибо только так сокращаются затраты и открываются новые рынки сбыта.

На фоне присутствия западного капитала звучит слегка странно: "Спартак" сумел сделать имя на добротном советском качестве, "настоящем шоколаде". Когда в середине 90-х годов фабрики соседних стран рванули за импортными рецептурами, пестревшими разными заменителями какао-продуктов, в Гомеле остались при своем мнении. "Только натуральное!" - это принцип предприятия, разумность которого давно оценили не только покупатели, но и специалисты. Счет побед "Спартака" в профессиональных конкурсах перевалил за полсотни. При этом гомельский шоколад уже доказал свою состоятельность на мировом рынке, получив сертификат качества ISO9001. На предприятии внедрена система контроля безопасности продукции на основе принципов HАSSP. Поэтому столь успешно фабрика представляет свою продукцию на многочисленных международных специализированных выставках. Последние - "Seal" в Париже и "All Candy" в Чикаго - принесли "Спартаку" не только признание специалистов, но и потенциальных партнеров из Италии, Арабских Эмиратов, Португалии.

- Наши сладости сегодня очень хорошо продаются в Америке, где усилиями инвестора в 35 штатах создана дистрибьюторская сеть, а также в Канаде, Германии, Великобритании, - рассказывает заместитель директора по продажам и маркетингу Мария Хмелева. - Открыты торговые отделы в городах Израиля. Кстати, сейчас мы работаем над тем, чтобы получить документы, подтверждающие кошерность нашей продукции, а это значит, что ее смогут покупать верующие иудеи. Однако, несмотря на всеобщее признание, продвижение на внешний рынок дается непросто. Во-первых, он давно распределен между ведущими производителями. Во-вторых, зарубежному покупателю присуще свое понимание вкуса, несколько отличное от нашего.

Около года над "европейским вкусом" "Спартака" колдует технолог Пьер Паулет, до этого проработавший 25 лет в швейцарской компании "Nestle". Впервые отведав гомельские конфеты, иностранец не мог сдержать своих эмоций: "Натуральный шоколад? Это же золотой рецепт, это же дорого! Но как вкусно". Говорят, у Пьера Паулета в шоколадном ассортименте есть свои "любимчики". Как, например, и у посла России в Беларуси Александра Блохина, который не раз заявлял, что является поклонником продукции "Спартака". Кстати, того же мнения придерживаются российские покупатели. Иначе чем объяснить тот факт, что в этом году продукция гомельской фабрики названа "Лучшим товаром Республики Беларусь на рынке Российской Федерации"?

Признаться, высокая марка "Спартака" уже давно не удивляет. К хорошему быстро привыкаешь. Другое видится замечательным: в этом СП коллектив не винтик, а главная движущая сила успеха, к которой относятся весьма бережно. По словам Марии Хмелевой, с приходом инвестора социальная программа на предприятии только расширилась и полностью отвечает требованиям государственной политики. Средняя зарплата на "Спартаке" приближается к 400 тысячам рублей. Бесплатное питание стало нормой. Здравпункт, укомплектованный специалистами и новейшим оборудованием, доступен любому работнику. Во время отпуска оздоровиться можно в "спартаковском" доме отдыха "Зеленый луг" или в белорусских санаториях, расположенных в ближнем и дальнем зарубежье. Решают здесь вопросы и более сложные: ежегодно выделяется 10 ссуд на покупку жилья. А уж опека пенсионеров, в особенности ветеранов войны и труда, - само собой разумеющееся дело. И в итоге получается так, что у партнеров по успешному белорусско-американскому СП цель одна - цивилизованный доходный бизнес с человеческим лицом. И это отнюдь не фантастика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter