«Твой конь, ты о нем и заботься!»

Чем меньше времени остается до ее завершения, тем мрачнее становятся те, кто несет ответственность за выполнение этой программы. Первый тревожный сигнал уже прозвучал: Президент Александр Лукашенко жестко раскритиковал Минсельхозпрод и сельские Советы за стабильно ухудшающееся положение дел в сфере подсобных хозяйств.

Программа развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006—2010 годы фактически провалена. Кто за это ответит?

Чем меньше времени остается до ее завершения, тем мрачнее становятся те, кто несет ответственность за выполнение этой программы. Первый тревожный сигнал уже прозвучал: Президент Александр Лукашенко жестко раскритиковал Минсельхозпрод и сельские Советы за стабильно ухудшающееся положение дел в сфере подсобных хозяйств.

Обстановка здесь действительно удручающая. Если, скажем, в 2005 году на долю личных подсобных хозяйств приходилось 37 процентов всей валовой продукции сельского хозяйства, то за годы реализации программы этот показатель уменьшился до 29 процентов. А ведь на ее реализацию истрачены миллиарды государственных средств.

— Подсобные хозяйства, по большому счету, сегодня никому не нужны, — говорит пенсионер из деревни Литвиновичи Кормянского района Станислав Жуков. — Это только чиновники бодро рапортуют, что все хорошо. На самом же деле все далеко не так.

Недавно этой проблемой озаботился Комитет государственного контроля. Нарушения, которые были вскрыты в ходе проверок, обескураживают.

К примеру, в деревне Долгиново Вилейского района жители отказали в доверии молокосборщице, которая, по их мнению, умышленно занижала количество жира в закупаемом молоке. Сельчане хотели, чтобы излишки продаваемого ими молока забирал индивидуальный предприниматель, который дорожит своей репутацией и не занимается мухлежом. Но в местном сельсовете понимания они не нашли. Не поняли их и в облсельхозпроде. А вопрос-то по существу не такой уж и сложный. И только после вмешательства «свыше» его все же удалось решить так, как того желали жители деревни.

Или другой пример. В одном из районов Гродненщины сельчанка уже семнадцать лет держит в своем хозяйстве лошадь, однако сенокоса ей не выделяют.

В местном хозяйстве сказали: «Твой конь, ты о нем и заботься!». Неудивительно, что владельцы лошадей начинают «драть липу» с таких же, как и сами, сельчан. На той же Гродненщине жительница деревни Чибрин, отработавшая в местном хозяйстве не один год, с обидой отметила, что с выходом на заслуженный отдых ни хозяйство, ни сельсовет помощи в обработке приусадебного участка ей не оказывают. Три сотки земли возле дома ей запахал частник, взяв за услугу 30 тысяч рублей. Но ведь картошку придется еще скородить, окучивать, а потом и копать. Получается, что за каждую из этих операций пенсионерке придется выкладывать по тридцатнику. Во что же тогда обойдется для нее картошка?

Несколько лет назад по своим журналистским делам мне довелось быть в Витебском районе. Председатель сельсовета в населенном пункте Летцы рассказал, что по своей инициативе создал при сельисполкоме хозяйственный кооператив. С помощью техники, которой для этого не пожалело местное хозяйство, работники кооператива по утвержденным сельсоветом расценкам выполняли любые заказы сельчан. Кому огород вспахать, кому дрова привезти и т. п. Никаких обид, все прозрачно. И местное хозяйство освобождено от подобных забот. Ценнейший опыт! Но почему-то он не нашел широкого распространения.

Поговорим еще вот о чем. Допустим, опыт сельсовета на Витебщине не во всем безупречен. Возможно, его нужно дополнить, расширить или, наоборот, что-то из него убрать. Но этим надо заняться. И не только на уровне района, а и на уровне области, республики. К сожалению, ничего стоящего на сей счет пока нет.

Для многих сегодня очевидно, что система контроля за деятельностью местных исполнительных и хозяйственных органов со стороны правительства и облисполкомов должна быть жестче. Но нужны и другие меры. Почему, скажем, руководитель хозяйства отвечает только за увеличение надоев во вверенном ему СПК? Почему молоко с подворий сельчан не идет в зачет хозяйству и заработок его руководителя и зооветспециалистов от этого не зависит? Ведь раньше практиковалось такое. Тогда бы и председатель сельсовета, и руководитель хозяйства не объезжали бы дом сельчанина стороной.

Минсельхозпрод тоже как-то стоит особняком в решении этой проблемы. Да, соответствующее подразделение в его составе создано. Но его не видно и не слышно, пока не придет срок отчитаться. Это признавал и прежний глава аграрного ведомства Семен Шапиро. Он даже сообщил в «Белорусской ниве» номер своего мобильного телефона, по которому граждане могли напрямую обращаться к нему, минуя пытающихся «приукрасить» положение дел специалистов.

Президент уже однажды спросил за развитие личных подсобных хозяйств. Пройдет полгода, и разговор наверняка повторится. Что ответят те, к кому будут обращены вопросы?

Олег ШВЕДОВ, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter