Барколабовская чудотворная икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в восточной Беларуси. Согласно православному церковному календарю, она — чудотворный образ, получивший свое название по месту нахождения в главной церкви Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря в Быховском районе. В 2009 году в честь празднования 350-летия пребывания этой иконы на Могилевщине была выпущена почтовая марка с ее изображением. В стране также введены в обращение ограниченным тиражом памятные монеты «Икона пресвятой Богородицы «Барколабовская» разных номиналов. Они высоко ценятся у коллекционеров.
Сама выбрала место
Одним из главных чудес считается обретение чудотворной иконы монастырем. По преданию это случилось на 18-й год после его основания.В 1659 году русский князь Иоанн Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы. В обозе он вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастырских ворот, лошади остановились — никак не хотели сдвинуться с места. Князь вошел в монастырь к игуменье Фотинии и попросил ее забрать образ, ибо, предположил, хочет Матерь Божия здесь остаться. Матушка с сестрами до утра оставили икону посреди храма, думая, где ее поставить. Вернувшись утром, они обнаружили ее, стоящей с правой стороны от алтаря, — она сама нашла себе место.
Директор Быховского районного историко-краеведческого музея Сергей Жижиян рассказывает:
— По стилю написания икона относится к слуцко-полесской школе иконописи, к первой половине — середине ХVII века. Она нездешняя, и это можно считать косвенным подтверждением легенды. С другой стороны, в этой истории есть некоторые нестыковки, о которых специалисты до сих пор спорят. В частности, действительно ли был здесь Пожарский. Впрочем, некоторые исследователи уверены: был. Они даже ссылаются на документы из московских архивов.
Всеми почитаемая
В 2017 году Сергей Жижиян, собирая материалы для своей кандидатской диссертации, проводил раскопки в деревне Глухи Быховского района. Там раньше стоял деревянный храм Николая Чудотворца, который в послевоенное время был разрушен.
В процессе раскопок Сергей Жижиян исследовал камни на территории храма. Одной из интересных находок оказалась предположительно относящаяся к XVIII веку литая иконка с изображением коронованной Барколабовской Божией Матери. Традиционно короновала самые почитаемые иконы католическая церковь. И несмотря на то что никаких данных о короновании этого образа в источниках не зафиксировано, можно все же предположить, что ему поклонялись не только православные, но и католики.
С каждым годом растет поток паломников к иконе — просят ее об исцелении, об исполнении заветных желаний. Считается, что она лечит многие болезни, помогает при онкологии и бесплодии, в том числе мужском. В монастыре оставляют все больше благодарственных записей о святыне.Вообще, в истории иконы тесно переплелись правда и вымысел. Ходит легенда, что во время гонения на церковь одна из монахинь, чтобы сохранить святыню, замуровала ее в стену.
Действительно, после революции храмы закрывались, не избежал этой участи и здешний монастырь, который закрыли в 1924 году. Возродился он не так давно — в 2008-м.
В 20-е годы прошлого века и позже на территории монастыря были старческий приют, туберкулезная больница, детский дом, пионерский лагерь. В действительности, как рассказала настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина, никто икону не замуровывал. Монахини, изгнанные из своих келий и поселившиеся в окрестных селах, хранили ее в своих домах, передавая из рук в руки. Время от времени собирались вместе, молились. Хотя это и было в атеистические времена опасно.
Последней хранительнице этой иконы однажды было видение: она должна отдать святыню в церковь. В 1953 году она передала «расписное чудо» в Свято-Троицкий храм Быхова, единственный действующий на территории района в то время. Священника, принявшего дар, в наказание потом выслали из района, но сам образ трогать не стали.
Так и хранилась долгие годы икона в Свято-Троицкой церкви Быхова, а в 2010-м ее торжественно вернули в возрождаемый женский монастырь.
Очевидное и невероятное
Территория монастыря благодаря Барколабовской иконе Божией Матери стала местом намоленным. В годы Великой Отечественной войны в Быховском районе шли кровопролитные бои. Однако монастырь гитлеровцы не тронули — и при наступлении, и при отступлении прошли мимо.Во время взрыва на ЧАЭС радиация не пощадила и Быховский район, местами доходило до 15 кюри. Но территория монастыря оставалась чистой.
Настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина рассказала еще о нескольких чудесах. Сохранилось предание, что во время Северной войны здесь остановился шведский военачальник, приказал монахиням выдать корма лошадям своего войска. Фактически он их ограбил — отобрал все зерно и сено. А к утру все кони умерли. Это так потрясло шведов, что и они стали поклоняться чудодейственной иконе.
В 1812 году при наступлении войска Наполеона ограбили монастырь, собирались поджечь его главный храм. Но перед тем в него зашли двое солдат. Один увидел на иконе подвеску и дотронулся до нее, чтобы сорвать. Неведомая сила подняла его в воздух, а затем опустила. Испугавшись, солдаты бросились наутек, храм поджигать не стали.
Когда икона хранилась у монахини Пелагеи в деревне Седич, спрятать ее было некуда: домик малюсенький. Так и висела святыня на видном месте за кроватью. Однажды в дом зашли атеисты-комсомольцы, но образ они не заметили.
В годы Великой Отечественной войны на оккупированной гитлеровцами территории Быховского района совершался крестный ход. С чудодейственной иконой прошли деревни Седич и Залохвенье, дошли до Барколабово. Потом в тех местах, по которым прошли со святыней, ни разу не разорвались бомбы, даже если туда и упали.
Лет пять назад в Москве тяжело заболела девочка Маша. Врачи уже не давали гарантии, что ее удастся спасти. А в Могилеве у малышки жила родственница Елена. Она во сне увидела столетнюю липовую аллею Свято-Вознесенского женского монастыря. Правда, на тот момент женщина не знала, где находится это место. На входе в аллею во сне стояли умершие мама, бабушка и свекровь. Мать держала в руке икону, говорила, что она поможет исцелить Машу. Первый раз Елена не придала значения видению. Но на следующую ночь повторилось то же самое. Тогда Елена отправилась в Никольский монастырь в Могилеве. Там просмотрела список икон и узнала эту, чудодейственную. В монастыре в Барколабово был заказан молебен, девочке отвезли воды, освященной у святого образа. Она стала выздоравливать. Конечно, никто не отрицает медицинских усилий. Но многие верят и в силу святынь: «По крайней мере, хуже от этой веры в спасение точно не будет».
Местные жители могут вспомнить еще множество чудес, произошедших с ними и их знакомыми благодаря святому образу. Но даже те, с кем ничего подобного пока не происходило, признают, что территория монастыря отличается благодатной атмосферой: словно замедляется ход времени и думается только о хорошем.
ДОСЬЕ «НГ»
24 июля 1641 года белорусский магнат Богдан Вильгельмович Стеткевич подарил землю для устроения монастыря, а также средства для начала его строительства. Он заявил, что еще с покойною женою своею Еленой Богдановной, урожденной княгиней Саломерецкой, по обоюдному расположению к устроению церквей и основанию монастырей в своих владениях намерен был и в поместьях Барколабовских воздвигнуть во славу Божию «монастырь поненский черницкий». Дарственная была написана на имя Иоиля Труцевича, игуменьи Фотинии Киркоровны с сестрами.
В ТЕМУ
Сегодня храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским: «Самыми плодотворными в работе были моменты, когда одновременно в храме шла служба, что создавало особую атмосферу, в которой творилось лучше всего». За роспись этого храма он стал лауреатом специальной премии Президента.
mendeleva@sb.by