Творчество, не похожее на консервы…

О  памяти,  наследии,  беспамятстве  и  неутомимом  любителе  путешествий

О  памяти,  наследии,  беспамятстве  и  неутомимом  любителе  путешествий 

Он был не просто  ярким русским писателем, талантливым литературным критиком, самобытным публицистом, искусствоведом и неутомимым путешественником. Эксперты считают, что его личность связывает две братские страны — Беларусь и Россию, где он жил и трудился на благо Отечества. Он оставил свое творческое наследие, историческая ценность которого с годами только возрастает…  100-летию со дня смерти  Владимира Дедлова были посвящены мероприятия на его второй родине в Рогачевском районе. 

Подарок  для  всех 

На гражданском кладбище села Федоровка (Рогачевский район Гомельской области) собрались многочисленные гости из России: академики, профессоры, писатели. Именно здесь при поддержке Института социальной памяти (г. Москва) состоялось открытие памятника писателю Кигну—Дедлову и его родителям — первой белорусской фольклористке Елизавете Ивановне Кигн (Павловской) и адвокату Людвигу Ивановичу Кигну. 

Владимир Кигн (литературный псевдоним Дедлов) умер сто лет назад, но подарки получает сегодня. Так, при Покровской церкви Пресвятой Богородицы в селе Новый Довск при поддержке Московского Патриархата планируется создать уникальный музей православия с демонстрацией истории написания знаменитой книги Владимира Дедлова «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы», открыть воскресную школу для детей. А в селе Дедлово  в скором времени, возможно, будет создан музей белорусских переселенцев в память о знаменитых Столыпинских реформах начала прошлого столетия. 

Человек  из  Тамбова 

Владимир Дедлов родился 27 января 1856 года в  Тамбове  в небогатой дворянской православной семье.  В 1860 году Кигны переехали в село Федоровка, тогда еще Могилевской губернии. 

Учился будущий писатель в Москве и Петербурге, в 1882 году получил ученую степень кандидата права. После окончания Петербургского университета Владимир Дедлов проходил государственную службу в земском отделении Министерства внутренних дел Российской империи с присвоением гражданского чина коллежского секретаря. В период с 1882-го по 1885 год входил в состав Особой (Кахановской) комиссии российского правительства для разработки реформы местного управления. 

Впоследствии Дедлов работал в переселенческом управлении МВД, многократно выезжал в командировки  для решения миграционных вопросов. Его остро волновали  экономическая отсталость, культурная неразвитость народа, болезни, голод. Одной из самых актуальных по этой проблеме работ стала книга  «Переселенцы и новые места». В 1897 году Дедлов добивается в МВД труднейшей командировки в Сибирь, по местам, где должна пройти Сибирская железнодорожная магистраль. После поездки он написал книгу «Панорама Сибири». 

Служение  литературе 

Первый рассказ писателя «Экзамен зрелости», получивший высокую оценку Глеба Успенского и Ивана Тургенева, который пожелал «названному внуку» всевозможных успехов и завещал «уловлять жизнь во всех ее проявлениях», был напечатан в газете «Неделя». Впоследствии Дедлов публиковался в той же газете с критическими разборами и фельетонами под псевдонимами А.Б. и 1. 

Во время службы в Оренбурге под псевдонимом Переселенец Дедлов сотрудничает с газетой «Оренбургский край», пропагандируя творчество  любимого им Чехова. Вместе со статьей о Чехове именно в этой газете с согласия писателя впервые была опубликована его «Попрыгунья». Оренбуржцы благодаря Владимиру Дедлову одними из первых познакомились с рассказом «Черный монах», пьесами «Дядя Ваня» и «Чайка». 

О творческом сотрудничестве и дружеской привязанности двух писателей свидетельствует письмо Чехова к Дедлову от 10 ноября 1903 года: «Чувствую, как мимо меня уходит жизнь и как я не вижу много такого, что как литератор должен бы видеть. Вижу только и, к счастью, понимаю, что жизнь и люди становятся все лучше и лучше, умнее и честнее — это в главном». 

Наследие 

Владимир Дедлов оставил после себя богатое творческое наследие. Среди 11 изданных книг повесть «Сашенька», сборник «Мы. Этюды», комедия «Петербургский кузен», многочисленные циклы  очерков: «Облава» («Белорусские силуэты»),  «Из далека. Письма с пути» ,  «Переселенцы и новые места», «Панорама Сибири», «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы», монография «Чистота и опрятность в домашнем быту у народа»  и многое другое. 

Художественную ценность повести «Сашенька» высоко оценил Максим Горький, а  художник  Васнецов вот как отозвался о книге «Панорама Сибири»: «Писал книгу живой человек, а не «литературных дел мастер». У этих всегда чувствуешь что-то похожее на консервы… А в книге я встречаю живого человека, жившего в Сибири, ездившего по ней и все самолично видавшего. Славную Вы книгу написали, чудесную!» 

Впоследствии Дедлов проявил себя как искусствовед и теоретик «православного модерна», совершенное воплощение которого он видел во Владимирском соборе в Киеве. А его книга  «Киевский Владимирский собор и его художественные творцы», написанная более ста лет назад,  до сих пор рекомендуется для изучения в образовательных учреждениях Русской православной церкви. 

Память  и  беспамятство

Один из современников Дедлова говорил, что у того было только три страсти в жизни — литература, произведения искусства и скитания по белу свету. Судьбой ему была уготована нелепая смерть: 3 июня 1908 года писатель был убит на обеде в гражданском клубе Рогачева. Он погиб, не оставив наследников, которые бы довершили начатое им дело по изданию полного собрания сочинений. Отчаянные попытки престарелой матери Елизаветы Ивановны Павловской опубликовать и тем самым сохранить для потомков произведения «сына-надежды» (именно такая запись появилась в день рождения писателя в дневнике его отца Людвига Кигна) не увенчались успехом. 

Два года назад, во время празднования 150-летия со дня рождения Владимира Дедлова   в дар Беларуси Институтом социальной памяти Академии военных наук России переданы 400 экземпляров книг незаслуженно забытого писателя Владимира Кигна—Дедлова. На днях состоялось еще одно знаковое событие, которое тоже подтверждает: он не забыт. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter