Творчество - это желание невозможного

Творческая среда всегда оставляет желать большего: больше самодостаточных творческих величин, больше полноценных открытий, беспрекословных достижений.
Творческая среда всегда оставляет желать большего: больше самодостаточных творческих величин, больше полноценных открытий, беспрекословных достижений. Впрочем, актер и худрук Малого театра Игорь ЗАБАРА где бы ни работал, ни жил, не затерялся бы на любом фоне, украсил бы своей креатурой любой "пейзаж". Спектакли с его участием собирают неизменные аншлаги. И не важно, эксцентричная это "Комедия", изысканный "АРТ", провокационное "Прикосновение" или феерический цирк под названием "N 13". Забара - это своего рода знак качества театрального продукта. Мы разговариваем с ним в офисе Малого театра. Пьем кофе. "О чем вы хотите поговорить?" - спрашивает Игорь. "О многом. Хотя, если честно, в центре материала должны быть вы как личность..." На самом деле у меня чисто эгоистичное желание посмотреть на вещи сквозь его, так сказать, творческую призму. Благо стеклышки в ней не пыльные, как у некоторых, а яркие и разноцветные.

Деньги - это бумага

- Игорь, сейчас со всех сторон культивируют успех как главную ценность жизни. У одной FM-радиостанции даже слоган такой: "Радио успешных людей". Но существует и такое мнение: успех ничего общего не имеет с настоящей интеллигенцией. А как считаете вы?

- Ну смотря что подразумевать под словом "успех".

- Наверное, стандартный набор: деньги, признание, востребованность...

- Если говорить об артистах или режиссерах, то главное для них - это именно востребованность. Если ты востребован, деньги уходят на второй план. Я могу назвать десяток кино- и театральных режиссеров, с которыми согласился бы работать без денег. Еще бы и доплатил. Начиная от Спилберга и заканчивая нашими советскими и постсоветскими режиссерами: Кончаловским, Михалковым, молодым Тодоровским... Но - не зовут. Успех в актерской профессии - не всегда деньги. Когда все совмещается, складывается в мозаику - великолепно. И если в этом смысле - должен ли быть успешным актер, то тогда - да, конечно, должен. Иначе не имеет смысла идти в эту профессию. Актеру невозможно, как писателю, работать в стол.

- Вы снимались у российского режиссера Юрия Мороза в одном из самых дорогих сериалов - "Каменской"...

- Мы часто встречались с ним в последнее время, пока он делал здесь продолжение "Каменской". Говорил мне: "Как жалко, что мы тебя уже убили". Я снимался с его женой Мариной Левтовой, которая вскоре после съемок трагически погибла.

- К нашим актерам относятся как к провинциалам?

- Нет. По крайней мере, это не чувствуется. У них очень здоровая атмосфера в группе. Хотя в материальном плане мы получаем на порядок ниже и это унизительно.

- Астрахану приписывают крылатую фразу, что белорусские актеры готовы сниматься у него за пачку сигарет.

- Я недавно отказался от одной из ролей в его новом фильме. Я очень неоднозначно отношусь к творчеству этого... режиссера. У него я бы не снялся ни за какие деньги.

- Актеры - жестокие люди?

- Может быть, актеры более эгоцентричны. Они постоянно внутри профессии. И я не видел артиста, который бы хотел меньше работать. Все актеры хотят больше работать, в отличие, наверное, от людей других профессий.

Право первой ночи

- Недавно во Франции вышла книга о режиссере Николае Пинигине...

- Да, Вирджинии Шиманец. Замечательный человек. Доктор театроведения, преподаватель университета. Она защитила по творчеству Пинигина диссертацию.

- Как вы считаете, путь современного интеллектуала, если вспомнить того же Набокова, Бродского, в конце концов, нашего Пинигина, на каком-то этапе предполагает чужбину?

- По крайней мере, драму. Однозначно. Путь Пинигина драматичен. Мы с ним об этом говорили, это не мои домыслы.

- На ваш взгляд, "Никола-театр" - это высшая театральная планка в Минске сегодня?

- Конечно, нет. Если сразу решить про себя, что это высшая планка, то дальше можно сразу надевать комнатные тапочки, ложиться на диван и смотреть "Навiны". Пинигину нужно ставить памятник за то, что он вырывает время из своего графика в БДТ, приезжает сюда и ставит спектакли. Сейчас он в Москве делает спектакль с Василием Лановым к его юбилею. Но "право первой ночи" он всегда оставляет для Беларуси. И страна, мне кажется, платит ему тем же. Я имею в виду его зрителей, его друзей и коллег.

- Так что все не так уж драматично...

- Драма - это ведь не трагедия и не комедия. Это пограничное состояние, в котором есть и смех, и слезы. Только, к сожалению, в большинстве случаев драма всегда плохо заканчивается.

Андрон Кончаловский как-то сказал, что "наш жанр" - это трагифарс... Праздник, но с кровью.

Вирус Петросяна

- Как вы относитесь к экспансии массовой культуры?

- Что ты называешь массовой культурой?

- Те же сериалы...

- Сериалы тоже можно снять по-разному. До "Каменской" я очень негативно к ним относился.

- ...Петросян со Степаненко.

- Кто?.. За гранью здравого смысла то, что этой "сладкой паре" дают эфир. Вот это - массовая культура, да... Эфир в прайм-тайм. Под них бросают рекламу. Они - в ажуре. Финансовом. Но, наверное, наряду с Петросяном и Степаненко в городе должен быть другой зал, где бы выступали Ростропович с Вишневской. Выбор должен быть. В Москве он есть. У нас - поменьше. Но зритель у нас тонкий и благодарный. Иначе не шел бы три года с таким успехом спектакль "АРТ" или спорный спектакль "Прикосновение". Мы привозили в Минск и Юрского, и Смоктуновского, и Филиппенко, и все они оценили прием белорусских зрителей. Это не реверанс.

Конфликт как источник вдохновения

- Спектакли Петра Фоменко...

- Да. Фоменко... Удивительно - его актеры признаны во всем мире. В Москве на него не достать билетов, но вывези ты его сюда же, в Минск - это будет полный провал. Потому что - не растиражирован. Вот говорят, нет чистого искусства. Но Фоменко - один из немногих, кто позволяет себе заниматься чистым искусством. Он очень долго, кстати, к этому шел. Долгое время у него не было здания. Они играли в коридорах на третьем этаже ГИТИСа или прямо в фойе. Это было еще при мне. Мы учились параллельно. Сейчас на него не достать билетов. Массовая это культура или не массовая? Не знаю.

КВН или Петросян со Степаненко будут всегда. Это вирус, его невозможно излечить, можно только приглушить его течение. От него, конечно, не умирают, но все-таки как-то - есть такое удачное белорусское слово - "ня„мка". Я стараюсь, чтобы мои дети не смотрели эти передачи, потому что хорошего вкуса это не прививает.

Сейчас многие растерялись, потому что нет запретных тем. Ведь для художника самое главное - это его тема, а не деньги. У меня, к сожалению, есть несколько конкретных фамилий. Эти люди добились материального благополучия и на моих глазах закончились как личности.

- Славянская особенность?

- Я думаю, да. То, о чем писал Достоевский.

- Получается, что деньги художника портят?

- Нет, они не портят. Ну что ты! Ни в коем случае. Де Ниро или Николсон не играют хуже от того, что получают миллионные гонорары. Деньги иногда художника как бы... закрывают. Художник сегодня не должен быть нищим, но и не должен быть сытым. Он должен постоянно находиться в конфликте. С социальной средой, властью, с самим собой. Если нет конфликта, ему не о чем говорить, не о чем рассказывать. Но и искать конфликт искусственно тоже нельзя. Нельзя себя искусственно натаскивать. Слава Богу, действительность никогда не позволяет художнику быть умиротворенным. В мире всегда есть чему противостоять. И что доносить до зрителя со сцены или со страниц периодических изданий. И к счастью - это навсегда.

Фото Игоря МАКАЛОВИЧА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter