Твердый товарный знак

«Кристалл» отбил бренд в Турции, «Бархим» бьется в Казахстане

Для работы на рынках ЕЭП белорусским производителям необходимо регистрировать свои бренды по установленным процедурам

В последние пять лет в Беларуси тема защиты торговых знаков звучит особенно остро. Ведь отечественные производители активно начали работать на зарубежных рынках, где то и дело возникают споры о правомерности использования товарных наименований. Подстегивает следить за репутацией своего имени еще и создание Таможенного союза и вливания страны в Единое экономическое пространство. Казалось бы, об охране и защите товарных знаков за это время столько уже сказано, но многочисленные примеры судебных тяжб подтверждают: некоторые предприятия предпочитают учиться исключительно на собственных ошибках.

«Уж сколько раз твердили миру…»

Пожалуй, эти слова из известной басни отражают ситуацию вокруг барановичского предприятия ОАО «Бархим». Еще совсем недавно оно через посредников реализовывало свою продукцию на казахстанском рынке. Пока однажды пробный контейнер по предоплате не отправился к предприимчивому предпринимателю. Распродал ли он товар, остается загадкой, однако через год руководству «Бархима» пришло письмо, в котором говорилось, что единственным правообладателем торгового знака и фирменного логотипа на территории Казахстана вплоть до 2014 года является отнюдь не белорусское предприятие, не подававшее заявку на регистрацию бренда, а казахстанское. Недобросовестный конкурент предложил и свою «помощь»: за возможность продолжать торговлю владельцу товарного знака надлежало заплатить 10 % от каждой сделки. Растерянные бархимовцы куда только ни обращались: и в Посольство Казахстана в Беларуси, и Посольство Беларуси в Казахстане, и в казахстанское правительство, надеясь урегулировать вопрос «малой кровью», но ответ отовсюду был один: идите в суд. Сейчас именно там и находится иск об обжаловании решения патентного ведомства.

Стоит отметить, что подобная ситуация далеко не единственная. «Больше всего случаев регистраций и охраны товарных знаков у предприятий концерна «Белгоспищепром» принадлежит алкогольной и кондитерской отрасли. Вместе с тем были прецеденты, когда, получив выгодный контракт, его тотчас же заключали и начинали поставки — в погоне за деньгами или выполнением показателей, отложив при этом регистрацию.

— Так, «Кристалл» начал было поставлять алкоголь на территорию Турции. Через два года недобросовестный конкурент, который производил закупку и продавал нашу продукцию на территории другой страны, на свое имя зарегистрировал товарный знак «Кристалл», — говорит начальник сектора правового обеспечения концерна «Белгоспищепром» Людмила Соколовская. — Когда мы узнали, то подали возражение в патентный орган Турции и в итоге отстояли свои права».

Таких примеров, когда ошибки делались и делаются, что называется, под копирку, не счесть. Но специалистам они уже набили оскомину. «Когда я слышу рассказы о том, что права белорусских производителей нарушают в России и Казахстане, стоит помнить, что и белорусские производители сами подают заявки на чужие товарные знаки. Это не такая уж и редкость. Поэтому говорить, что данная ситуация не характерна для нас не совсем правильно. Но главное отличие в части решения таких конфликтов заключается в том, что иностранные производители решают все вопросы в установленном порядке: подают возражение в патентное ведомство или обжалуют решение патентного ведомства в суде. Мы же пытаемся решать не так, как говорит закон, а действуем через правительство, послов, — рассказывает заместитель генерального директора ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» Денис Недвецкий. — Общеизвестно, что регистрация товарных знаков во всем мире имеет территориальный характер. Это должно быть правилом: если производитель собирается поставлять свою продукцию в другую страну, то должен прежде всего обезопасить себя на ее территории». Но раз уж дело дошло до суда, эксперты советуют обращаться не к своим юристам, а к патентным поверенным, которые смогут подобрать доказательства, помогут оформить иск. «Наши производители очень любят экономить, зачастую всю эту работу поручая штатным юристам, которые не всегда специалисты в вопросах интеллектуальной собственности. Потратьтесь на поверенных, тем более что речь идет о больших суммах, если не захотели потратиться на регистрацию», — констатирует Денис Недвецкий.

«Мы работаем в этой отрасли с 1993 года, и когда у меня начинают спрашивать, как правильно регистрировать бренды, у меня сразу возникает возмущение, — не скрывает эмоций патентный поверенный Республики Беларусь и евразийский патентный поверенный Мариам Горячко. — Масса предприятий за это время научились работать грамотно. Если у них возникают проблемы, они обращаются к специалистам и получают консультацию практически сразу же, причем бесплатно. Вознаграждение же патентным поверенным выплачивается за конкретную работу».

Вопрос только в сумме этих вознаграждений. Вдруг речь идет о баснословных цифрах? «Помощь специалистов в обоих государствах и суд обойдутся примерно в $ 5 тыс.», — успокаивает патентный поверенный Республики Беларусь Валентин Рачковский.

Помни имя свое

Казалось бы, ситуация вокруг «советских» названий популярных конфет давно освещена всесторонне и в этом вопросе хотя бы на время удалось прийти к общему знаменателю — такие товары имеют право продаваться только на территории страны-производителя. Но недавно вопрос заиграл новыми красками. У известных карамелек производства фабрики «Спартак» — «Дюшес», «Барбарис» и «Рачки» — появились практически созвучные «братья». В 2010 году украинская компания «Roshen» зарегистрировала аналогичные товарные знаки, только с припиской — указанием производителя мелким шрифтом. Примечательно, что в России украинской фабрике в регистрации отказали, а вот в Беларуси заявку удовлетворили. «Всегда остается что-то, что идет на усмотрение патентного ведомства. В случае смешения товарных знаков, в охраноспособности которых могут возникать сомнения, рассмотрение спора может длиться бесконечно долго. Выход — договариваться. Ведь часто споры разрешаются тем, что товарный знак вовсе прекращает существование и никто им не владеет. Для коммерческих субъектов это повод задуматься, стоит ли убивать свое имя или лучше договориться о его совместном использовании», — рассуждает Валентин Рачковский.

Пока же суд да дело, специалисты с нетерпением ждут, когда заработает Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза и у производителей появится возможность регистрировать свои товарные знаки сразу в трех странах. Ранее зарегистрированные товарные знаки не будут по умолчанию признаваться во всем ТС, поэтому предприятиям стоит самим позаботиться о сохранении своей деловой репутации, тем более что градус конкуренции повышается. Так, только в Беларуси за последние пару лет количество охраняемых товарных знаков возросло почти вдвое, шестикратно увеличилось количество заявок, поданных на регистрацию товарных знаков в России, в восемь раз — по международной процедуре.

Логично предположить, что в таких условиях и «свободных» имен должно оставаться все меньше. Потребитель уже пресытился однотипными названиями — «империями» и «державами», товарами с припиской «элит» и «фаворит». Ставку, уверены специалисты, надо делать на фантазийные, образные названия, неологизмы, игру слов. «Их и зарегистрировать проще, и несут они определенный эмоциональный заряд. Хорошее название — это прекрасный фундамент и для графических изображений, и огромный потенциал для работы, — считает креативный директор ООО «Фабула групп» Ольга Кашкан. — К тому же запоминающееся имя позволяет выделить товар из группы других. В частности, у нас много мясокомбинатов, от чего у потребителя в голове сплошная каша. На мой взгляд, предприятиям стоило бы разрабатывать свои торговые марки». В то же время в «Белгоспищепроме» уверены: это ни к чему, ведь изделия и так идут под одним брендом.

Пока же одни раздумывают об эффекте русскоязычных имен, другие вовсю стараются «отстраниться» и придать своему наименованию западный колорит. «Сейчас к нам поступает много заявок на псевдоевропейские бренды. Потому что считается, что итальянский кофе — самый качественный, а лучшие духи делают во Франции. И если в названии будет отсыл к одной из этих стран, это автоматически добавит плюс продукту. В случае, когда речь идет о совместном предприятии, товарный знак регистрируется на компанию за рубежом, в то время как производитель работает здесь», — делится наблюдениями Ольга Кашкан.

Вместе с тем нередки ситуации, когда к подобным уловкам прибегают и компании-экспортеры, чтобы прибавить вес в глазах тех же россиян. «Российский покупатель воспринимает белорусскую продукцию как недорогую и качественную, а дорогую и качественную покупать не хочет, — рассказывает специалист по маркетингу ООО «Верниба» Антон Шахлович. — Поэтому мы решили пройти ребрендинг, дифференцироваться от белорусского, перейти в другую ценовую категорию, в названии стремились к Италии и Франции». В итоге чуть больше чем за полгода, что компания продвигает женское белье на российском рынке под новым именем, спрос на него вырос более чем на треть. Вот уж действительно: как назовешь яхту, так она и плавать будет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter