Почему продавцы не хотят идти на биржу?
Этот острый вопрос снова всплыл, когда на Белорусской универсальной товарной бирже начались торги сырами. Новый продукт появился здесь в конце августа и имел впечатляющий успех. В первый же день семь белорусских маслосырзаводов продали на экспорт 190 тонн сыров. При этом спрос превысил предложение более чем в 6 раз.
Представители предприятий, с которыми я пообщался тогда, не скрывали удовлетворения. «Стартовая цена нашей продукции была 3,65 доллара за килограмм, а за время торгов выросла до 4,37. Приятно, конечно. До выхода на биржу мы работали по долгосрочным контрактам с российскими покупателями, небольшие партии поставляли в Канаду. А теперь география нашего экспорта, похоже, расширится. Сразу после торгов на мой электронный адрес пришли письма из Франции, Германии... Наша продукция интересна для западных потребителей», — делился впечатлениями Александр Сагалович, начальник бюро маркетинга Слуцкого сыродельного комбината.
В кулуарах представители биржи называли первый опыт с сыром «очень успешным», однако с официальными комментариями не спешили. «Давайте дождемся следующих торгов и тогда подведем итоги», — говорили они. Осторожность оказалась оправданной...
Лишь 30 тонн сыров были предложены зарубежным покупателям на вторых торгах. Биржевые маркетологи в недоумении. Вопреки логике и элементарным законам рынка производители сыра не только не стремятся закрепить успех, но, наоборот, словно бегут от него (для справки: на вторых торгах спрос на белорусский сыр более чем в 50 раз превысил предложение!). В неофициальных беседах специалисты отмечают: производители прекрасно осведомлены о том, что выставлять товар в «открытую продажу» выгодно. Но, несмотря на это, многие из них предпочитают личный контакт с партнерами, в основном российскими...
Не так давно тема экспортных поставок обсуждалась в Правительстве. Первый вице–премьер Владимир Семашко прямо, без обиняков заявил: «Слабый интерес к продажам через Белорусскую универсальную товарную биржу связан с тем, что многие товаропроизводители пока не хотят расставаться с «серыми» схемами, распрощаться с личными интересами».
Понятно, что «схемы» приносят ущерб государству. Красноречивая иллюстрация — продажи сухого молока. До недавних пор весь товар экспортировался в Россию (видимо, с российскими партнерами легче найти общий язык — не только в буквальном, но и в деловом смысле). Оттуда продукт поставлялся в Европу уже по рыночным ценам. Когда производителей, образно говоря, «загнали» на биржу, оказалось, наше сухое молоко интересно покупателям из Германии, Франции, Сингапура. В эти страны, а не в Россию стала поставляться львиная доля сухого молока. Цена при этом выросла в 2 (!) раза. Нечто похожее произошло и со сливочным маслом, которое появилось на бирже в мае. Буквально за пару месяцев товар подорожал на 70 процентов. Примеры впечатляющие. И, откровенно говоря, странно, что для многих директоров они так и не стали руководством к действию.
Кстати
По данным Министерства статистики, в 2006 году белорусский экспорт по позиции «сыры и творог» составил 82,6 тысячи тонн. Выручка составила 215,3 миллиона долларов. Основной объем продукции был отгружен в Россию.
Фото БЕЛТА.
Твердый сорт
Почему продавцы не хотят идти на биржу?