Твердый сорт

Почему продавцы не хотят идти на биржу?
Почему продавцы не хотят идти на биржу?

Этот острый вопрос снова всплыл, когда на Белорусской универсальной товарной бирже начались торги сырами. Новый продукт появился здесь в конце августа и имел впечатляющий успех. В первый же день семь белорусских маслосырзаводов продали на экспорт 190 тонн сыров. При этом спрос превысил предложение более чем в 6 раз.

Представители предприятий, с которыми я пообщался тогда, не скрывали удовлетворения. «Стартовая цена нашей продукции была 3,65 доллара за килограмм, а за время торгов выросла до 4,37. Приятно, конечно. До выхода на биржу мы работали по долгосрочным контрактам с российскими покупателями, небольшие партии поставляли в Канаду. А теперь география нашего экспорта, похоже, расширится. Сразу после торгов на мой электронный адрес пришли письма из Франции, Германии... Наша продукция интересна для западных потребителей», — делился впечатлениями Александр Сагалович, начальник бюро маркетинга Слуцкого сыродельного комбината.

В кулуарах представители биржи называли первый опыт с сыром «очень успешным», однако с официальными комментариями не спешили. «Давайте дождемся следующих торгов и тогда подведем итоги», — говорили они. Осторожность оказалась оправданной...

Лишь 30 тонн сыров были предложены зарубежным покупателям на вторых торгах. Биржевые маркетологи в недоумении. Вопреки логике и элементарным законам рынка производители сыра не только не стремятся закрепить успех, но, наоборот, словно бегут от него (для справки: на вторых торгах спрос на белорусский сыр более чем в 50 раз превысил предложение!). В неофициальных беседах специалисты отмечают: производители прекрасно осведомлены о том, что выставлять товар в «открытую продажу» выгодно. Но, несмотря на это, многие из них предпочитают личный контакт с партнерами, в основном российскими...

Не так давно тема экспортных поставок обсуждалась в Правительстве. Первый вице–премьер Владимир Семашко прямо, без обиняков заявил: «Слабый интерес к продажам через Белорусскую универсальную товарную биржу связан с тем, что многие товаропроизводители пока не хотят расставаться с «серыми» схемами, распрощаться с личными интересами».

Понятно, что «схемы» приносят ущерб государству. Красноречивая иллюстрация — продажи сухого молока. До недавних пор весь товар экспортировался в Россию (видимо, с российскими партнерами легче найти общий язык — не только в буквальном, но и в деловом смысле). Оттуда продукт поставлялся в Европу уже по рыночным ценам. Когда производителей, образно говоря, «загнали» на биржу, оказалось, наше сухое молоко интересно покупателям из Германии, Франции, Сингапура. В эти страны, а не в Россию стала поставляться львиная доля сухого молока. Цена при этом выросла в 2 (!) раза. Нечто похожее произошло и со сливочным маслом, которое появилось на бирже в мае. Буквально за пару месяцев товар подорожал на 70 процентов. Примеры впечатляющие. И, откровенно говоря, странно, что для многих директоров они так и не стали руководством к действию.

Кстати

По данным Министерства статистики, в 2006 году белорусский экспорт по позиции «сыры и творог» составил 82,6 тысячи тонн. Выручка составила 215,3 миллиона долларов. Основной объем продукции был отгружен в Россию.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter